Saturday 2 February 2013

I've put in so many enigmas ©


Сегодня всё еще 2 февраля, а значит, всё ещё продолжается день рождения писателя, книги которого называли интеллектуальной гимнастикой, прибавляя про себя – «для душевнобольных».

Сам писатель, впрочем, был довольно равнодушен и к хуле, и к похвале: он со спокойным упорством отшельника называл среди своих учителей традиционных Флобера, Бена Джонсона и Ибсена, и повторял, что настоящим Улиссом всегда был, есть и останется Робинзон Крузо.
Большое счастье и удача, что впервые я прочла «Улисса» на втором курсе университета, в начале едких девяностых, и среди моих друзей великий этот роман еще не успел превратиться в объект для интеллектуального зубоскальства или пустотливого бахвальства –  прочла с огромным наслаждением, смакуя каждую главу в отдельности; немало поспособствовали этому и внешние обстоятельства – роман был только что опубликован в «Иностранке», и все номера я смогла обнаружить почему-то лишь в Медицинской библиотеке своего города (почему только там? Уж не потому ли, что каждую главу хитроумный Джойс соотнес с какой-нибудь важной частью человечьего организма? – один Бог ведает), где их выдавали не все сразу, а по два номера в день.
Я сидела после занятий среди одуревших студентов-медиков, такая же оглушенная – теперь уже тем, как автор бесстрашно исследует человека, впервые всего человека, со всей его телесностью и сложной механикой взаимодействия этой телесной уязвимости и сознания, и духа, не принижая при этом человеческую плоть, не высмеивая её площадным надсадным кривляньем.
Впервые писатель не выдавал свои лингвистические каденции за «внутренний монолог» героя, а обрушивал на читателя тот самый мыслительный поток, неудержимый и стремительный, который не сымитировать и не «додумать».
«Улисс» – совершенная ризома телесности, он то, как должны сочетаться плоть и дух, мечта любого ренессансного художника и поэта. В «Улиссе» нет болезненности, то есть нет морбидной фиксированности на нечистом, на пагубном, нет в нём и никакого сексуального импринтинга, которым так любят пугать (и заманивать) доверчивого читателя.
«Улисс» не об этом.
Он гимн человеческой целостности и бесконечного стремления обрести себя, пройдя через Пандемониум неизреченных скорбей – чтобы вернуться, наконец, в свою Итаку. То есть, к себе – зрелому и мудрому.
«<…>да я хочу Да».©

No comments :

Post a Comment