Один из постов на всеведущем ФБ был посвящен Пазолини — сегодня исполнилось ровно 39 лет с того дня, как его окровавленное тело было обнаружено в римском пригороде (кажется, это была Остия, но я намеренно не буду гуглить — если ошибусь, то так тому и быть).
Пазолини стал для меня в той, другой — молодой — жизни именем, по которому я узнавала близких по духу людей (впрочем, терпеть не могу пафос, и сейчас не об этом).
Хмурый парень из римского предместья, который знал все и даже больше о социальном неравенстве (его автобиографические стихи и поэмы “О далекой Фриули” и об этом тоже), превратился в изысканнейшего, сложного режиссера итальянского неореализма, о котором и хотелось бы написать услужливо “соткан из противоречий”, да сразу останавливаешься, понимая, с каким сарказмом сам Пазолини отреагировал бы на подобную ерунду.
Потому что, конечно же, никаких противоречий не было: марксист, маргинал-атеист из католической семьи, никогда не скрывавший своей гомосексуальности — бунтарь, эстет, гений, человек, могущий быть в жизни, судя по воспоминаниям, как обворожительным и деликатным, так и резким, и грубым; обожаемый последователями, ненавидимый буржуазной прессой (каждый фильм — скандал), он всегда жил так, как считал нужным, невзирая на лица и не оглядываясь на авторитеты, будь то правые консерваторы или левые радикалы.
Пазолиниевский Христос в “Евангелии от Матфея” ближе всего к Христу блоковскому: блоковский и пазолиниевский «Исус Христос» – конечно же, не канонический, и не вагнеровский*, и не ренановский образ Спасителя**. У Пазолини и Блока «Иисус-художник» – «Бог разбойников», единственный настоящий праведник «на этом пути» в мире «святой злобы», – подобно тому, как ницшеанский Христос – «святой анархист, вызвавший на противодействие господствующему порядку низший народ, народ изгнанников и грешников <...> только один христианин, и он умер на кресте». Поэтому совершенно не случайно в пазолиниевском “Евангелии от Матфея” звучит “Вы жертвою пали в борьбе роковой”.
Очень легко впасть в прелесть гаданий и предположений, с кем бы Пазолини был сейчас и что бы он снимал в 21 веке. Я думаю, он оставался бы самим собой и вряд ли делал бы что-то на потребу публики. И, скорее всего, жил бы, как Бергман в последние годы, отшельником на каком-нибудь своем Форе. И был один. Впрочем, это еще одна дурацкая попытка представить себе не случившееся, и лучше будет на эту тему не спекулировать вовсе. И просто помнить, что он был.
*«...называя Христа в одном месте с ненавистью «несчастным сыном галилейского плотника», Вагнер в другом месте предлагает воздвигнуть ему жертвенник», – пишет Блок в «Искусстве и революции».
**Вспомним, что у Ренана, о котором Блок неоднократно упоминает при работе над поэмой, Христос – это, прежде всего, «благородный наставник», который «был инициатором мира, проникнутого новым духом».
No comments :
Post a Comment