Мир Диккенса болезненный и
привлекательный. Болезненный – потому что мера страданий его идеальных героев
всегда превышена, а обстоятельства никогда не служат им на руку. Конечно же,
первая возникающая в голове параллель – Достоевский. Но только в отличие от
Достоевского, любившего своих хороших героев нежной любовью, Диккенс, желчный,
замкнутый, странный, как и русский писатель, переживший много чего в своей
собственной жизни – и долговую тюрьму отца, и работный дом, и всеобщую
несправедливость – всегда приходил своим героям на помощь, как безупречно
отлаженный викторианский deus ex machinа.
При этом Диккенсу верят даже
современные читатели, искушенные в литературных изысках. Отчего так? Не оттого
ли, что Диккенс при всех натяжках в хитросплетениях своих отменно длинных, длинных, длинных, нравоучительных и чинных
(правда, с романтическими затеями там было всё в порядке) романов позволял себе
роскошь того, что Максим Горький через
полвека назовет «бесстрашной искренностью».
В разгар прошлогодних диккенсовских
торжеств, приуроченных к двухсотлетию писателя, крупнейший романист современной
Британии Антония Байатт на вопрос о том,
что сейчас способно было бы заинтересовать Диккенса, ответила просто: «Всё что
угодно, всё что хотите. Вся окружающая жизнь с ее насущными и текущими
проблемами – и окружающая среда, и глобальное потепление, и усугубляющийся
еврокризис. А еще, конечно, он бы задумался об институциональном кризисе семьи,
о проблемах детской идентичности в семьях с усыновленными детьми; о том, что и
кто вы на самом деле, и что, к примеру, чувствует усыновленный ребенок, когда
замечает на площадке свою биологическую мать, которая пристально смотрит на
него – не подозревая об их родстве».
No comments :
Post a Comment