Monday, 18 February 2013

Немного статистики: викторианское преступление и наказание

Я уже писала здесь о том, что современная любовь к Стимпанку и ретрофутуризму  это технически безупречно оформленная тоска по безвозвратно ушедшему прошлому с красивой в своей фантастической безнадежности попыткой это прошлое вернуть и "оживить", придав ему вид интуитивно-знакомой архаики. При этом, эпоха имеется в виду совершенно конкретная  вторая половина прогрессивного (но не прогрессистского) XIX века, а именно, викторианство, с его колоссальными открытиями во всех сферах человеческой деятельности  науке и искусстве.
До сих пор ещё многие пребывают в счастливом заблуждении, что это была эпоха небывалых экстремумов: романтические высоты духа и строжайшая мораль (прототипы положительных героев Диккенса, Теккерея и Троллопа), с одной стороны – и зловещее злодейство (Джек Потрошитель и его производные и вариации в историях де Куинси, Конан Дойля, Уилки Коллинза), с другой. На самом деле, правда, как всегда, где-то посередине.
В очередной раз порассуждать на тему того, "как это было", меня натолкнуло несколько вещей, а именно:
1. Вот эта статья в The Guardian, в которой автор, представляя премьеру документального фильма об убийствах на железных дорогах в викторианской Англии, предпосылает им свой обширный и слегка заунывный комментарий на предмет того, насколько сильно тогдашнее злодейство отличалось от нынешнего.
2. Новый и абсолютно идиотский сериал Ripper Street о хладнокровных потрошителях полицейских, расследующих уголовные дела в районе Уайтчапел через полгода после серии убийств, совершенных Джеком Потрошителем.
3. Галерея изумительных снимков уголовников из Бедфордской тюрьмы XIX века, опубликованная на сайте BBC News.
Короче, что-то такое явно носилось в воздухе, поэтому я и решила с чувством, с толком, с расстановкой немного порассуждать на эту тему. 
Итак, если мы сравним официально задокументированную статистику преступности в викторианской Англии с современной, то получится, что в викторианской Англии был сравнительно низкий по сравнению с нынешним уровень преступности: в течение первой половины 19-го века число убийств составило 1,0 - 1,5 на 100.000 человек, достигнув показателя в 2,0 лишь к 1865 году. Выбор оружия тоже был весьма ограниченным: гладкоствольные кремневые ружья и винтовки, чуть позже револьверы, которые, впрочем, пользовались широкой популярностью, скорее, в салунах Дикого Запада, чем на улицах Уайтчапела. В викторианской Англии не было никаких официальных законов, которые регламентировали бы ношение и использование огнестрельного оружия. При этом, самыми распространенными видами убийства оставались смерть от ножевых ран, яда или удушения.
Чтобы наиболее эффективно контролировать преступность, постепенно создаются новые методы учета и контроля подозреваемых: так, в 1886 г. шотландский хирург Генри Фолдс впервые предложил дактилоскопировать потенциальных преступников; снятие отпечатков пальцев стало практиковаться в английской полиции на постоянной основе немного позже, с 1901 г. Во второй трети XIX века начало широко практиковаться и пешее патрулирование полицейских в форме, bobbies, названных так по имени знаменитого британского премьер-министра, сэра Роберта Пила, стоявшего у истоков создания современной британской полиции. Главная задача органов охраны порядка в викторианской Англии – предупреждение преступности всеми возможными средствами, а не расследование и задержание преступника. Возможно, именно поэтому история преступлений Джека Потрошителя, которые произошли в лондонском Уайтчапеле с 1888 по 1891 гг., и выглядит такой мрачной: ни одно убийство так и не была раскрыто, что спровоцировало сильнейший страх у населения.
Что касается медиасопровождения всех преступлений, то здесь викторианская картина мало чем отличается от современной: как и сейчас, в ту эпоху основным средством массовой информации были газеты и слухи, и именно они оказывали огромное воздействие на формирование общественного мнения. Именно поэтому парадоксальная на первый взгляд гипотеза о том, что Джек Потрошитель был отчасти порожден фантазией самих журналистов, падких на сенсации, не кажется такой уж странной.
В отношении же мелкоуголовных дел можно лишь сказать, что суровости викторианского приговора мог бы подивиться сейчас и самый строгий судья. Некоторое время назад на сайте архивов семейной истории Великобритании Ancestry.co.uk были опубликованы более 4400 уголовных дел и свыше 500 фотографий женщин, осужденных за самые разные (в основном, совсем малозначительные) преступления. 
Мое внимание почему-то особенно привлекли две дамы – Элизабет Мерфи, приговоренная к пяти годам заключения и последующим семи годам полицейского надзора за кражу зонтика 



и ее коллега по несчастью Мэри Ричардс, 59 лет от роду, тоже приговоренная судом в 1880 г. к пяти годам лишения свободы за кражу 130 устриц на сумму восемь шиллингов.


Лица обеих дам на полицейских магшотах (специальных фото для уголовного дела) выглядят слегка отрешенными, печально-спокойными – и оттого даже более трагическими. Что с ними сталось после тюрьмы? Кто знает... Вряд ли их судьба была безоблачной. Возможно, что обе, подобно многочисленным диккенсовским героиням, окончили свои дни в нищете и болезнях.
Но хочется верить, что всё-таки нет.


4 comments :

  1. Вероятно потому, что Британия - все же по сути дела небольшой остров, и все друг про друга знаю,. и ежедневные новостные сводки - вот как будто читаешь бесконечные истории Агаты Кристи; и все это вроде бы и есть та самая добрая и недобрая диккенсовская Англия. Как-то вот кажется вполне естественным (хотя может ли быть естественным преступление?) - что в этих самых, мрачных викторианских домах с поменяными давно уж внутренностями все так и зреет - сумасшествие дегенеративного Джека-потрошителя и мучения невинного младенца. Достоевщина в чопорном стиле!

    ReplyDelete
  2. Да, в точку! Чопорная достоевщина! Я обратила внимание, что даже местные выпуски криминальных новостей (очень, к слову, короткие и суховатые, безо всяких кровавых подробностей; показываются только поздним вечером) очень часто напоминают агатакристиевские хроники. К примеру, недавно рассказывали о том, что в доме на окраине Ньюмаркета был найдет труп одинокой старой леди без признаков насильственной смерти, но, как подчеркнул корреспондент, "вся обстановка в доме выглядела очень подозрительно, и полиция выдвинула версию предумышленного убийства". Вот и готовая завязка для детективного сюжета, Кто последний навещал старую леди? Почему домашняя утварь выглядит "как-то не так"? Ну и т.д.

    ReplyDelete
  3. Да-да, именно таким образом: сразу прочитывается схема настоящего детективного романа. А главное - все самое интересное-интригующее всегда остается за кадром после фразы вроде: while investigations continue... Мне недавно попалось русское издание "Английский детектив эпохи Конан Дойля" - просто восторг для критического ума! :)) И главное: за каких-то там смешных сотню лет ничегошеньки не изменилось. Право же, достойно восхищения сие последовательное следование традиции, хотя бы и в таком сомнительном деле...

    ReplyDelete
  4. Человеческая натура и вообще меняется медленно, уж тем более по отношению к вещам экзистенциальным - это точно.:)
    Ты меня заинтриговала! Теперь вот ужасно хочу прочесть эту книжку об английских викторианских детективах!:)

    ReplyDelete