И вот в нынешнем, 17... году я берусь за перо и мысленно возвращаюсь к тому времени, когда
у моего отца был трактир «Адмирал Бенбоу» и в этом трактире поселился старый
загорелый моряк с сабельным шрамом на щеке.
Р. Л. Стивенсон «Остров
сокровищ»
Красивый, отлично
построенный и удачно расположенный город.
Д. Дефо
Кингз
Линн оказался веселым солнечным городом на севере графства Норфолк – морским и
пиратским. Он раскинулся в устье реки Уз, той самой, которая огибает Или, но именно
здесь как-то видится и чувствуется, что река это и не река вовсе, а тайное
внутреннее море: ветер здесь ощутимо пахнет солью, а чайки зависают над
городом, и их тени на брусчатке вытягиваются длинной черной лентой.
В
Кингз Линн холодно и светло, и цвет города – морская бирюза и солнечный желтый.
Желтый разных оттенков – латуни, охры, шафрана, цвета спелой осенней груши, и
лимонный, и оливковый, и горчичный – цвет домов на старой торговой площади Сент
Джордж. С неё можно пойти в разные стороны; мы выбираем ту, что ведет к воде.
Набережная
Кингз Линн – это перекличка семнадцатого века с веком восемнадцатым: главное
здание на площади, Таможенный дом, спроектированный архитектором Генри Беллом и
построенный сэром Джоном Тернером в 1685 г. – расцвет и гордость английского барокко, о котором знаменитый британский историк архитектуры Николаус Певзнер
позже напишет: «Несомненно, одно из самых красивых зданий, которое я когда-либо
видел». С этим трудно спорить: здание хоть и невысокое, но за счет круглой
башни, его венчающей, кажется, что оно парит над берегом реки Уз. Дом –
одновременно и своеобразные ворота Кингз Линн: его хорошо видно с реки, и
торговцы, приезжавшие в ярмарочный вторник на лодках в город, всегда проходили
по площади, минуя таможню.
Барельефы
на окнах куксятся –
и есть от чего: на противоположной стороне из окон
георгианских домов на каменных зефиров и купидонов таращатся толстые полосатые
нарисованные коты и летающие коровы из альтернативной и, несомненно, счастливой
и цветной реальности. И так всегда: без подобного абсурда это была бы уже не
Англия.
Напротив
здания стоит памятник капитану Джорджу Ванкуверу, именем которого назван
канадский город и острова. Одетый в треуголку капитан держит в руке подзорную
трубу, и мне уже кажется, что это вовсе не офицер Ванкувер, а адмирал Бенбоу, и
мальчик Джим снова будет наблюдать за тем, как мимо статуи провезут на тачке в
гостиницу тяжелый морской сундук, а следом, тяжко ступая и хмурясь, пройдет
старый морской волк Билли Бонс.
Да
и гостиница близко – вот она, до нее подать рукой, и, возможно, там до сих пор
подают к обеду яичницу с беконом и неразбавленный ром. Кто знает.
Солнце
висит над городом, окрашивая его в яркий медный цвет: бирюзовая вода тихо
плещется о каменную пристань. Говорят, когда-то здесь наказывали неверных жен
местные жители: несчастных привязывали к стулу и опускали на мгновение в воду –
на потеху публике. Те еще нравы.
Чем
больше углубляемся в город, тем старше здания: как будто прокручиваем временную
ленту вспять – георгианство, а вот уже Стюарты, а это уже Кромвель, Карл,
Иаков, Елизавета.
Останавливаемся
около шахматного здания ратуши с геральдическими животными сверху – построена в
конце 15 века, затем неоднократно перестраивалась вплоть до века семнадцатого –
а у меня перед глазами возник вдруг на мгновение дом из другой страны и другой
эпохи – особняк Арсения Морозова (да-да, тот самый, который «раньше я одна
знала, что ты дурак, а уж теперь, гляжу, вся Москва знать будет»). Разве
разберешься, что в следующий момент вылетит из погреба памяти.
Проходим
мимо прекрасной церкви святой Маргариты, чья южная башня немного напоминает ту
самую многажды укрепленную башню-сестру Илийского собора, только здешняя
меньше и светлее. Над церковью реют чайки, бесстрашно садятся на шпили и
вытягивают шеи, будто следят за башенными часами.
Нам
пора возвращаться на вокзал, уже темнеет. Решили немного сократить путь, и идем
средневековыми узкими проулками – из нового здесь только палисадник да дорожная
разметка на отполированном глянцевитом булыжнике мостовой. Некоторые дома
ощутимо накренились: это самая древняя часть Кингз Линн,
пятнадцатый-шестнадцатый век. На стене, ведущей во внутренний дворик, замечаем
вдруг прилепившихся к стене горгулий – человеческие их лица смотрят на нас
каменными глазами, и от света фонаря кажется, что они посмеиваются: «Приезжайте
снова. Не пожалеете».
На
ярмарку.
На
речку-внутреннее море.
Да
и просто так.
No comments :
Post a Comment