Удивительно, какими обстоятельными, упрямыми и своевольными были британские геростраты.
К примеру, некая леди Хоу в 1808 г. велела разобрать виллу в Твикенеме, до этого принадлежавшую Александру Поупу — "по причинам личного характера", весьма, надо полагать, маловразумительным, к вящему неудовольствию живописца Уильяма Тернера, жившего неподалеку.
Но, конечно, самым показательным в этом смысле можно считать случай преподобного Фрэнсиса Гастрелла, уничтожившего "Нью Плейс" — последнее пристанище Шекспира в его родном Стратфорде-на-Эйвоне.
Считается, что именно в этом доме Шекспир написал "Бурю"; дом был построен в конце XV века (в 1483 г.), а Шекспир купил его в 1597 г. В то время этот дом считался одним из самых лучших и добротных в городе: здесь Шекспир жил со своей женой Энн Хэтэуэй и двумя дочерьми, здесь же он и умер в 1616 г., а в 1623 г. отошла в мир иной и его супруга Энн. Вскоре после её смерти дом превратился в место постоянного паломничества почитателей Барда. Так продолжалось до 1753 г., когда дом был куплен преподобным Фрэнсисом Гастреллом, отставным викарием, переехавшим в Стратфорд из другого города.
Человеком преподобный Гастрелл был желчным: по отзывам современников, он почти всегда пребывал в скверном расположении духа. Тот факт, что он живет в легендарном доме, никак не смягчал его нрава, а совсем наоборот, раздражал ещё сильнее. Особенное негодование Гастрелла вызывало то, что поклонники Шекспира всеми правдами и неправдами стремятся попасть в сад, где росло шелковичное дерево, которое, как считалось, было посажено самим Бардом. В итоге в один далеко не прекрасный день
взбешенный Гастрелл изрубил дерево в щепки, чем вызвал неистовую ярость у стратфордцев (несколько горячих голов даже побило окна в Нью Плейс в отместку за срубленную шелковицу): в Стратфорде, меж тем, быстро нашелся покупатель даже и на "легендарные" дрова — им оказался часовых дел мастер Томас Шарп (потом до конца своих дней он будет торговать нехитрыми поделками из шекспирова дерева).
Но не тут-то было: поток поклонников не иссякал, а тут еще и местный магистрат решил повысить земельную пошлину для владельца Нью Плейс; вполне возможно, что таким образом город просто хотел избавиться от не в меру ворчливого священника в отставке, чье поведение становилось всё более непредсказуемым. В общем, что называется, нашла коса на камень.
Однако Гастрелл оказался из отчаянных, и, доведенный до бешенства бойкотом стратфордовской общины, взял да и снес Нью Плейс до основания, оставив только голый фундамент.
Тут уж терпение стратфордцев иссякло, и, как гласят источники, они изгнали злополучного викария из города, запретив тому раз и навсегда здесь появляться. Запрет касался не только самого Гаскелла, но и всех его потомков.
С тех пор ни один из них в Стратфорде больше так и не появился.
Хотя...
Кто знает.
Ниже публикуется фрагмент из газеты "Семейный альманах для чтения Восточного Миддлсекса" от 4 сентября 1858 г., где вкратце упоминается об этой истории.
Да уж, британскому упрямству нет пределов... :)) Славные истории!
ReplyDeleteВот и я читаю все эти английские архивные старости - и оторваться не могу, да)) А Гастрелла почему-то всё время представляю в одной туфле, причем второй он грозно размахивает под носом перепуганных шекспировских почитателей))
ReplyDelete