Thursday 28 March 2013

О следах Electrophone в советской экранизации Пристли

Кстати, некий неявный след использования британской системы Electrophone можно обнаружить, к примеру, в советской экранизации пьесы Дж.Б. Пристли "Опасный поворот" (режиссер — В. Басов). Пьеса была написана Пристли в 1932 г., и можно предположить, что время действия в ней — как раз 20-е или ранние 30-е гг. ( Electrophone просуществовал до 1926 г.): вспомним, что по сюжету главные герои тоже слушают радиопостановку в начале и —  закольцованно — в финале пьесы.
Басов перенес действие в неопределенную, "вневременную",  Британию: возможно, это был художественный прием, призванный изобразить непреходящесть и актуальность основной темы и напрямую связанного с ней конфликта — трудностей поиска и обретения истины среди нагромождений лжи.
С одной стороны, может показаться, что перед нами середина 30-х: действие по-прежнему выстраивается вокруг прослушивания радио (повсеместного времяпрепровождения в ту эпоху) — причем, не только театральных постановок, но и музыки, а именно, популярного в то время фокстрота; частично на это же могут указывать и костюмы старших героев пьесы, Кэплена и Стэнтона (но не младшего, Гордона Уайтхауза — он, скорее, одет в стиле буржуазного шика ранних 70-х): их стиль можно опередить как "усталую и зрелую элегантность". 




С другой — мы наблюдаем некое междувременье, которое условно можно было бы обозначить как конец 60-х — начало 70-х: декорации-обстановка в загородном коттедже Кэплена — это причудливый микс из позднего эдвардианства, со всеми его шкатулками и изысканными безделушками (к примеру, прелестная головоломка, из которой нужно сложить Ренессансную картину — её пытается собрать в начале фильма Мод Мокридж),


и шестидесятнического хай-тека — особенно бросаются в глаза минималистичные раздвижные панели между комнатами; авто — такси для писательницы Мод Мокридж и изящная машина Бетти Уайнхауз (явно поздние шестидесятые, а не предвоенная эпоха), — и, конечно, костюмы героинь — Фреды, Олуэн, Бетти и Мод Мокридж, струящиеся удлиненные силуэты из мягкого джерси, без акцента на плечи, а также легкий светлый брючный костюм Бетти с блузкой в крупный горох — это, конечно, классика семидесятых, с их любовью к ампиру, графичным узорам, изящным украшениям (премущественно брошам и бусам), легким драпировкам и трикотажу.





Да, но почему Electropone? Дело в том, что передающие устройства этой фирмы, к которым крепились те самые массивные наушники, постепенно трансформировались в громоздкие радиоприемники, которые массово стали появляться в британских домах, постепенно все сильнее уменьшаясь в размерах: в постановке Басова приемник Кэпленов —  по-прежнему огромный и тяжелый, с крупными ручками-тумблерами переключения и поиска нужной радиостанции, настоящий пост-Electrophone в действии.


No comments :

Post a Comment