Tuesday, 26 March 2013

Стимпанкерское музыкальное: к истории наушников

Никакой цивилизованный Стимпанк невозможно себе представить без достойного музыкального сопровождения, а его, в свою очередь — без правильно выбранного подслушивающего прослушивающего устройства. Помнится, в первом советском стимпанкерском фильме-шедевре "Кин-Дза-Дза" Скрипач и Дядя Вова стали свидетелями горького музыкального катаклизма в гнусных песках на задворках Вселенной на Плюке, когда взялись петь "Маму" давать концерты, чтобы купить мало-мальски завалящую гравицаппу. Полагаю, все дело в том, что цивилизация плюкан — и пацаков, и чатлан — выбрала неверный путь развития: всё у них было бы совсем по-другому, если бы они вовремя запаслись фирменными наушниками фирмы Electrophone. Кто знает, может и господина Пеже пришлось бы славить с гораздо меньшим усердием.
Итак, история специальных устройств, приспособленных для передачи слуховой информации, насчитывает уже больше 100 лет. В 90-х годах XIX в., а точнее, в 1895 г. британская компания под названием Electrophone создала систему, которая позволила ее клиентам слушать оперу и театральные постановки по всему Лондону в прямом эфире через массивные наушники, которые крепились под подбородком.


Electrophone  осуществлял первые живые трансляции, причем в эфир передавались не только театральные премьеры, но и воскресные проповеди из церквей. 
Выглядело это следующим образом:
абонент просил оператора подключить его к системе Electrophone, и уже затем оператор спрашивал, в какому именно театру абонент желает подсоединиться. Затем по коммутатору он подключал абонента — скажем, к Королевскому театру Ковент-Гарден. Абоненты могли также приглашать своих друзей для прослушивания оперы или концерта: годовое обслуживание было по тем временам недешево и составляло 5 довоенных фунтов, но при этом пользователь имел право подключаться сразу к двум приемникам, чем многие и пользовались, приглашая друзей и знакомых, потому что стимпанкеры всегда выручают друг друга.


Система Electrophone работала от микрофонов, установленных в театре (как правило, под рампой); в церквах микрофоны прятались под библиями.


К 1908 году фирма Electrophone обслуживала около 600 абонентов по всему Лондону и устраивала репортажи со спектаклей из 30 театров и церквей! Во время Первой мировой войны, военнослужащие во время отпуска получали свободный доступ к услугам Electrophone.

Другие европейские страны вскоре тоже стали использовать подобные системы: впрочем, после повсеместного распространения радио, необходимость в локальных системах типа Electrophone отпала, и фирма полностью прекратила свое существование в 1926 г.

Форма первых наушников делала их своеобразным аудиоэквивалентом театрального бинокля: изобретение было во всех смыслах революционное еще и потому, что на выходе получался хоть и примитивный, но всё же стереозвук.
Конечно, первые наушники, в сущности, не имели ничего общего со своей современной версией, поскольку использовались они перимущественно для радиосвязи и для работы телефонных операторов в конце XIX- начале ХХ вв.



Следует, впрочем, отметить, что незадолго до выпуска наушников фирмой Electrophone французский инженер-телеграфист Эрнест Меркадьер запатентовал набор наушников-вкладышей, и случилось это в 1891 г. 


Меркадьер получил патент США № 454138 на "улучшение телефонных приемников <...> которые могут стать достаточно легкими для того, чтобы без усилий присоединяться к голове [телефонного] оператора". После тщательного тестирования и оптимизации телефонной трубки, Меркадьер был в состоянии наладить производство миниатюрных приемников, которые весили меньше 1 3/4 унции и были "адаптированы для вставки в ухо." Дизайн его наушников — это воистину невероятный подвиг миниатюризации, ведь его изделия удивительно похожи на современные наушники, вплоть до использования резинового покрытия, "<...> чтобы уменьшить трение в ушном отверстии... [и] действенно перекрыть доступ к звукам из внешней среды".

Ну а еще подробнее о том, как видоизменялись наушники, можно узнать, к примеру, тут.

No comments :

Post a Comment