Sunday 10 March 2013

Дни серебра в Клэр

Выставка серебра в Клэр могла быть какой угодно, но только не скучной. 
Так и вышло: в Главном Холле Клэр серебро червленое и белое, старое и новое, крупное и мелкое, всякое разное; серебро аккуратно разложено на стоящих в ряд столах, около каждого предмета — торжественная табличка, на которой написано что-нибудь вроде: "Кубок сэра Эндрю Хенли, декорированный тюльпанами в голландском стиле", или "кубок сэра Джона Кука, года 1676", или "подсвечники, принесенные в дар Клэр лордом Харви, 1710". 
Кубки, салатницы, супницы, подсвечники, ножи, вилки, снова кубки, кувшины — и медаль Нобелевского лауреата Тима Ханта.
Коллекция действительно впечатляет:
большая её часть была собрана еще в середине 17 века, в разгар Гражданской войны. Абсолютное большинство магистров Клэр было роялистами, и в знак верности королю они решили собрать все имеющиеся у них ценные предметы из серебра для переплавки (нужны были средства на продолжение войны с мятежной Шотландией). В короткие сроки серебро было собрано, однако по пути из Кембриджа гонец с ним был захвачен сторонниками парламента (т.н. "круглоголовыми"); мятежники изъяли у  злополучного курьера серебро и расплавили всю утварь — для собственных нужд. Понимая, что вероятность такого развития событий неиллюзорно велика, некоторые из магистров Клэр, и в их числе сэр Барнабас Ойли, спрятали самые интересные и уникальные предметы из серебра в подвалах колледжа; именно благодаря ему и его соратникам пусть и небольшая, но самая ценная часть серебряной коллекции не пострадала.
Некоторые предметы в коллекции имеют двойную дату гравировки: объясняется это тем, что исходник был переплавлен, и оригинальная гравировка заменялась новой. Так, в частности, произошло с кубками: на одном стоят имена Джона Терстона (1704) и Уильяма Гарвея (1712), а на другом — Уоткинсона Пайлера (1650) и Уильяма Картера (1716), но оба они помечены и более поздним клеймом "1859".

Но моё внимание больше всего привлекает другое — чаша в виде сокола, подаренная колледжу доктором Уильямом Батлером. 
С этой чашей связана странная история: считается, что Батлер даровал её колледжу незадолго до своей смерти в 1617 г., но при этом он ни разу не упомянул о ней ни в одном из списков завещанного Клэр в числе других предметов из серебра. Чаша очень старая: считается, что она была изготовлена неизвестным фламандским мастером в 1561 или 1562 гг., а на протяжении всего XVIII в. она использовалась в качестве сахарницы на званых ужинах в колледже.
Не думаю, впрочем, что это обычный сокол. Уверена, что это и есть та самая Птица Мести, что
Может вмиг оборотиться львицей, курицей, свиньею, обезьяной, кобылицей.©
 И тогда уж только держись.



2 comments :

  1. Хороша! : )))

    ReplyDelete
  2. Да! И ехидное выраженье на клюве написано!-)

    ReplyDelete