Monday, 1 April 2013

Ретрофутуристическое: супрематизм и астрономия XIX в.

В блоге, посвященном sci-fi и ретрофутуризму, увидела прекрасное — сопоставление рисунков из книги по астрономии 1838 г. и супрематических штудий Малевича. Получилось весьма наглядно.
Сделаю-ка для себя перевод этой записи.

Супрематические планетарные изображения из 1837 г. 
Джон Ф. Птак

Иногда будущее может настичь нас в самых неожиданных местах — но случается и так, что образы из прошлого совершенно непреднамеренно являют образ будущего, как если бы современный зритель вдруг оглянулся назад. Мне кажется, наглядым примером для этого может послужить история научной иллюстрации.
"Небесное зерцало, или Чудеса Планетарной Системы" Томаса Дика, труд, впервые опубликованный в издательстве Харпер энд бразерс в Нью-Йорке в 1838 г., является в этом смысле одним из ярких проявлений подобных вспышек "будущего в прошлом". То, что мы видим на страницах этой книги, которая стала в свое время настольным руководством для многих известных астрономов (в том числе и Э. Э. Барнарда) — прекрасные в своей простоте иллюстрации объектов, которые сравниваются по величине. Полученный результат вызывает в памяти супрематические арт-объекты, которые возникнут и станут актуальными в мировом искусстве лишь 75 лет спустя:
одним из основателей этого движения стал великий Казимир Малевич, который в 20-х годах ХХ века сформулировал основную идею супрематизма: "Задуманный как супрематия философского понимания нового искусства, которое превосходит все знания, сводит (предметный) мир к нулю и выходит за нуль, супрематизм заключал в себе и религиозное значение горнего (вышнего), и значение старшего, более сильного, и онтологическое значение конечного, последнего пути. Это была победа чистого ощущения, вырвавшегося из-под власти мира вещей, мира видимостей" (перевод отсюда).
Конечно, изображения из книги Томаса Дика были простыми иллюстрациями сходных по размеру небесных светил, а не арт-объектами, но, в то же время, они заключали в себе художественный потенциал огромной производительной силы — гораздо больший того, чем тот, которым они обладали. Полный текст книги Дика вы можете найти здесь.
Вот, к примеру, иллюстрация колец Сатурна, дающая сравнительные характеристика их размерам:


А вот — "Черный круг" Казимира Малевича (1915):


Сравнение размеров Земли и колец Сатурна: изображение внизу — сравнение Солнца и Юпитера:


Еще одно сравнение Земли и Сатурна:


Еще одно изображение Сатурна:


Сравнительные харатеристики Земли и Венеры:


No comments :

Post a Comment