Tuesday, 16 April 2013

О епископе Латимере и о том, как он объединил Кембридж и Оксфорд

Когда были в Оскфорде, на пересечении Сент Джайлс, Модлин-стрит и Бомон-Стрит увидели памятник англиканским мученикам епископам Хью Латимеру, Николасу Ридли и Томасу Кранмеру, сожженным на этом месте: Латимера и Ридли сожгли 16 октября 1555 г., а Томаса Кранмера через несколько месяцев, 21 марта 1556 г.


Из всех троих больше всего меня заинтересовал епископ Латимер: всем, кто увлекается историей Английской Реформации, советую прочесть вот эту его биографию, написанную еще в середине прошлого века Гарольдом Дарби: книга с исчерпывающей ясностью показывает все "этапы большого пути" мятежного епископа, его место в Реформации, его взаимоотношения с Генрихом VIII, Анной Болейн, а позже — с дочерью Генриха, Марией Кровавой, знаменитой Bloody Mary, к которой он впал в немилость: королева-католичка мечтала вернуть страну в лоно истинной церкви, а реформатор Латимер упрямо стоял на своем, за что вначале был брошен в Тауэр, а затем казнен.
Но особая ирония мне видится здесь в том,
что Латимер-еретик, Латимер-бунтовщик, но и Латимер-просветитель, и проповедник, долго жил и учился в Кембридже, где получил вначале степень бакалавра, потом магистра, а впоследствии и духовный сан (в тот момент он еще был приверженцем Католической церкви). И был он не просто выпускником Кембриджа, а одним из самых одаренных мастеров Клэр Колледжа, в котором сейчас работает Л. 
В Клэр есть даже особый Холл Латимера, длинный зал на первом этаже, где мастера колледжа по обыкновению ожидают начала церемониальных трапез. Портреты Латимера и по сей день украшают стены Клэр.


Как же всё-таки причудливо обошлась с ним судьба: жил в Кембридже, а казнен в Оксфорде. Два города будто сплелись в особый — Латимеров — узел.

No comments :

Post a Comment