Сегодня 200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера. The British Newspaper Archive по этому случаю выложил у себя подборку интересных историй, связанных с Вагнером, я же решила в честь юбилея запостить здесь свою старую статью о Блоке и Вагнере и о том, что их объединяет.
***
Теме «Блок и Вагнер» посвящало свои исследования большинство как
отечественных, так и зарубежных ученых, причем довольно значительная их часть
занималась изучением собственно культурно-исторического контекста творчества
Блока, а именно, его биографического аспекта: уже с самого начала своего
лирической деятельности Блок неоднократно обращается к творческому наследию
Вагнера. На наш взгляд, в немалой степени философско-эстетическим контактам
Блока с произведениями Вагнера – причем как c оперными, так и c литературными –
способствовал переход поэта от статики неоплатонически-соловьевской метафизики
к музыкальной диалектике амбивалентности[1].
Во многих произведениях Блока и первого, и второго – «антитетичного» –
периода творчества появляются отзвуки вагнеровского воздействия: помимо
стихотворения «Я никогда не понимал…», которое называется безусловно
«вагнерианским» всеми блоковедами, это также такие произведения поэта, как
«Валкирия (на мотив из Вагнера)», «Поет, краснея, медь…», «Вот – в
изнурительной работе…», «Так окрыленно, так напевно…» – и ряд статей Блока
второго периода («антитезы»), в которых имя композитора появляется в том или
ином контексте – «Драматический театр В. Ф. Комиссаржевской», «О театре»,
«Рыцарь-монах» и др.
Уже в своем письме к невесте Л. Д. Менделеевой от 2 июня 1903 г. из
Бад-Наугейма Блок пишет о своих впечатлениях от музыкальной драмы Р. Вагнера
«Тристан и Изольда»:
«Мне очень понравилась Liebestood[2] Тристана и Изольды. Сначала Tristan mouru pour son amour[3] – целые вопли, титанические возгласы. Потом la belle Isolda[4] начала тосковать. Стало очень тихо, «настала Великая тишина». Потом она запела, и опять завизжали скрипки и раздались титанические крики. Так она умерла – и все-таки было тихо. Elle mouru pour le pur tendresse[5]».[i]
По свидетельству самого поэта, высказанному им на страницах своей
«Записной книжки» в марте 1916 г., имя немецкого композитора ему чрезвычайно
дорого:
«Мой Вагнер»[ii],
– так называет его Блок. И это не случайно: на протяжении всей творческой жизни
лирика-символиста, произведения Вагнера, его собственная концепция музыки,
очень близкая блоковской, играли далеко не последнюю роль в эстетическом
самоопределении поэта.
Вот что, к
примеру, пишет по теме «Блок и Вагнер» Джеймс Форсайт в своей монографии «Listening to the Wind: an introduction to Alexander Blok»:
«Блок, с его германской наследственностью, был способен ощущать тот специфический дух «нордического» влияния, который заключала в себе поздняя европейская культура XIX века – Вагнер и Ницше, Ибсен и поздний Стриндберг <...> Кульминационный образ поэмы[6] включает в себя не только рационалистический взгляд Ренана на Христа и мистико-соловьевский – на «апокалиптический» образ Иисуса, но также отзвуки вагнеровского образа Артиста, и ницшеанского Заратустры (который также явился танцующим в венке из роз)»[iii].
В другой своей работе – «Prophets and Supermen: «German» ideological influences on Alexander Blok’s poetry» Форсайт говорит о несомненном воздействии на блоковскую поэзию образного мира Вагнера[iv]. Схожей точки зрения на вагнеровские тенденции в
поэтике «стихийной» блоковской «музыкальности» придерживается и Р. Хьюз
в своей статье «Nothung. The Cassia flower and the «Spirit of Music» in the poetry
of A. Blok»: по его мнению, блоковский «дух музыки» во многом обусловлен идеями
немецкого композитора, а также образами из его героических опер – например,
«Нотунга», меча Зигфрида[v]. На схожести образов из произведений Блока и
оперных либретто Вагнера акцентирует внимание в своей работе «Alexander Block. Eine Studie zur neueren russischen Literaturgeschichte» и Т. Гоодман: так, по его мнению, «нечто подсознательное, стихийное»[vi] роднит образы блоковской Незнакомки и
вагнеровской Кундри своими «метаниями между святостью и чувственностью»[vii]. В
целом, можно сказать, что всех
авторов, пишущих на тему проявления вагнеровскиих традиций в блоковской
поэтике, объединяет стремление выявить нечто первостепенное, нечто такое, что
давало бы возможность говорить об определенного рода интегральной мифологеме,
чем в конечном итоге и стала символобразующая категория «музыки» у поэта.
Сразу же оговоримся, что общая задача этой статьи не предполагает
фиксации каждого обращения Блока к наследию Вагнера, поскольку это уже было
сделано другими исследователями и биографами поэта; нас же интересует, в какой
мере творчество немецкого композитора соответствовало мировоззренческим
установкам Блока второго и третьего этапов, и – в особенности – периода
«антитезы». Сам поэт дает определение тому, что его так привлекает в творчестве
Вагнера: в своей статье «Памяти В. Ф. Комиссаржевской» он говорит о том, что
«почва для него[7] уже напоена стихийными ливнями вагнеровской музыки»[viii],
причем, как видим, понятия «стихийного» и «музыкального» в творческом сознании
Блока неразрывно связаны с темой Вагнера: в это время блоковский принцип стихийности в его главной ипостаси –
апологии музыки – действует в определенном «режиме соответствия» с вагнеровской
концепцией «музыкального начала» как безусловно трагедийно-героического; не
случайно биограф Р. Вагнера, А. Лиштанберже, в своей книге о композиторе
«Рихард Вагнер как поэт и мыслитель» указывает на то, что «он в высшей степени
чуток к стихийным силам природы»[ix], исходя
из шопенгауэровской концепции «Мира как Воли и Представления»:
«Из такого понимания вселенной исходит Вагнер. Для него также сущность мира – воля, т. е. темное желание, слепой, таинственный импульс, единая, неисчислимо могущественная сила, которая становится сознательной в той мере, в какой это полезно для того, чтобы удовлетворить самым непосредственным её нуждам. И, подобно Шопенгауэру, он смотрит на «способность сознательно страдать» как на привилегию человеческого рода и полагает, что высшая мудрость состоит для человека в сознании того, что он тождествен со всем, что страдает в целом мире, и состоит, следовательно, в проникновении жалостью ко всем скорбям, которые он видит вокруг себя»[x].
Если теперь обратиться к пониманию «картины мира» у Блока в период
«антитезы», то можно заметить её значительное сходство с позицией Вагнера в
конце его жизненного и творческого пути, когда композитор «кончает в своей
славной старости примирением, в одной оригинальной формуле, оптимизма с
пессимизмом, основывая на сознании всеобщего страдания надежду на будущее искупление
человечества»[xi]:
блоковское «музыкальное» сознание, отталкиваясь от «неподвижной»
неоплатонической схоластики первого периода – мистической «конструкции» Вечно-Женственного
архетипа, пережив первый катарсис «post lucem» – «после Прекрасной Дамы», ее «ухода»
«без возврата», становится безотзывным, безоценочным и, подобно вагнеровскому,
трагедийно-парадоксальным:
Сбылось немного – слишком много,И в гроб переплавляю медь.
Я сам открыл себе дорогу,Не в силах зной преодолеть.
Ср.:
Вот – в изнурительной работеВы духу выковали меч.
Вы – птицы. Будьте на отлете,Готовьте дух для новых встреч.Открытый путь за далью вольной,Но берегитесь, в даль стремясь,Чтоб голос меди колокольнойНе опрокинулся на вас!
По нашему мнению, образы «меча», «молота» и у Вагнера, и у Блока
второго периода – наиболее характерные «музыкально»-мифопоэтические символы
«безнадежной борьбы», преодоления себя, наглядно свидетельствующие о бесспорной
власти стихийного начала в
парадоксалистском сознании обоих художников (показательно, что образ «Меча
Зигфрида» будет использоваться Блоком и на последнем – третьем этапе «трилогии
вочеловечения», а именно – в прологе к поэме «Возмездие»:
Так Зигфрид правит меч над горном:То в красный уголь обратит,
То быстро в воду погрузит –И зашипит, и станет чернымЛюбимцу вверенный клинок…Удар – он блещет, Нотунг верный,И Миме, карлик лицемерный,В смятеньи падает у ног!
Не случайно также и то, что в статье «О театре» Блок пишет о том, что,
если «оскудевает стихия»[xii], то
«слышны звонкие удары человеческого молота»[xiii], тем
самым еще раз подтверждая, насколько близкой для него была жизненная и
мировоззренческая позиция немецкого композитора и еще раз подтвердив эту близость
в своей поздней статье, посвященной Вагнеру «Искусство и революция», в которой он
признался в том, что
«Вагнер носил в себе спасительный яд творческих противоречий, которых до сих пор мещанской цивилизации не удалось примирить и которых примирить ей не удастся, ибо их примирение совпадет с её собственной смертью»[xiv].
Таким образом, подводя итог всему сказанному, можно сделать следующий
вывод: во второй период творчества, условно соотносимый со временем создания
сборника «Нечаянная Радость» и называемый периодом «антитезы», Блок подверг
свою систему взглядов критическому переосмыслению: схоластические рамки
неоплатонизма и соловьевства были в значительной степени преодолены поэтом, и
динамика развития «стихийности» двигалось в сторону новой – трагедийно-мистериальной,
или дионисийской эстетики, связанной с именами Ф. Ницше и Р. Вагнера. Отсюда –
как непосредственное, так и опосредованное воздействие музыкальной «философии
истории» байрейтского композитора, осмысленная Блоком в его поэзии и статьях
1906 -1908 гг.
[1] Развернуто об этом – во
второй главе диссертации.
[2] Смерть от любви. (нем.)
[3] Тристан
умер от своей любви. (фр.)
[4] Прекрасная Изольда (фр.)
[5] Она умерла от
чистой нежности. (фр.)
[6] Христос в «Двенадцати» – здесь и далее перевод и примечания мои.
[7] Т.е. театра.
[i] Александр Блок. Письма к жене/ Литературное
наследство.– М.: Наука, 1978. – Т.89. – 142 c.
[ii] Блок А. Записные книжки. 1901-1920.– М.: ГИХЛ,
1965.— С.287.
[iii] Forsyth James.
Listening to the Wind: an introduction to Alexander Blok. – Oxford, Willem A.
Meeuws, Publisher, 1977. – P. 71-72, 121.
[iv] Forsyth James. Prophets and
Superman: «German ideological influences» on Alexander Blok’s poetry // Forum
for Modern Language Studies. – Vol. 13 – № 1. – St. Andrews, Jenuary 1977. – p. 33 – 46.
[v] Hughes R.
Nothung. The Cassia flower and the «Spirit of Music» in the poetry of A. Blok
// Californian Slavic Studies – Vol. VI – University of California, 1971. – p. 49 – 60.
[vi] Goodmann Th.
Alexander Block. Eine Studie zur neueren russischen Literaturgeschichte. –
Königsberg / Pr., 1936. – S. 47.
[vii] Ibid. 65.
[viii] Блок А.
Собрание сочинений в восьми томах. – Т. 5.- М.–Л.: ГИХЛ, 1960.- С. 95.
[ix] Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и
мыслитель.– М.: Алгоритм, 1997. – С. 91.
[x] Там
же. С. 380-381.
[xi] Там
же. С. 381.
[xii] Блок А. Собрание
сочинений в восьми томах. – Т. 5.- М.–Л.: ГИХЛ, 1960.- С. 249.
[xiii]
Там же.
[xiv] Блок А. Собрание
сочинений в восьми томах. – Т. 6.- М.–Л.: ГИХЛ, 1960.- С. 24.
No comments :
Post a Comment