Еще немного истории поместья и его интерьеров
Когда одному из владельцев замка Одли Энд, сэру Джону, был присвоен титул Барона Говарда де Волден в 1784 г., он вместе со своей супругой, леди Говард, еще активнее занялся внутренней отделкой поместья. В 1788 г. лорд Говард стал 1-м Бароном Брейбрук, и после его смерти в 1797 г. Одли Энд перешел его наследнику, 2-му Барону Брейбрук, вдовцу с семью детьми, который считал (надо полагать, вполне взвешенно), что замок находится в отличном состоянии и не нуждается в дополнительной реконструкции. А вот его сын, 3-й Барон Брейбрук (да, это нелегкая работа — отслеживать все родственные связи знатных фамилий, но что поделать: это добавляет повествованиюскуки исторической достоверности) решил всерьез заняться историей замка Одли Энд, справедливо полагая, что и здание, и разбитый вокруг него парк представляют немалую историческую, архитектурную и художественную ценность: в 1836 г. им была опубликована первая подробная "История Одли Энд и Саффрон Волден". Практически всю жизнь 3-й Барон Брейбрук посвятил восстановлению интерьерного пространства замка, каким он был при короле Якове I.
На фотографиях видно, что владельцу удалось многое, но при этом поместье выглядит, по сути, подробной энциклопедией английской истории последних пятисот лет.
Когда одному из владельцев замка Одли Энд, сэру Джону, был присвоен титул Барона Говарда де Волден в 1784 г., он вместе со своей супругой, леди Говард, еще активнее занялся внутренней отделкой поместья. В 1788 г. лорд Говард стал 1-м Бароном Брейбрук, и после его смерти в 1797 г. Одли Энд перешел его наследнику, 2-му Барону Брейбрук, вдовцу с семью детьми, который считал (надо полагать, вполне взвешенно), что замок находится в отличном состоянии и не нуждается в дополнительной реконструкции. А вот его сын, 3-й Барон Брейбрук (да, это нелегкая работа — отслеживать все родственные связи знатных фамилий, но что поделать: это добавляет повествованию
На фотографиях видно, что владельцу удалось многое, но при этом поместье выглядит, по сути, подробной энциклопедией английской истории последних пятисот лет.
Вот, к примеру, типично-барочная гостиная с античными элементами выдержана во вкусе короля Якова II:
Первый Большой Холл на втором этаже — это эпоха короля Карла II:
А интерьеры столовой представлены уже в георгианском стиле:
Библиотека (второй и третий залы) — эпоха Регентства: она собиралась долгие годы, но чаще других создание и пополнение основной коллекции библиотеки Одли Энд связывают с именем 3-го Барона Брейбрук, который проводил здесь практически все время (здесь, кстати, им и была написана история замка). Во время Регентства, английскую эпоху Просвещения, библиотека Одли Энд стала второй гостиной, в которой хозяева замка проводили светские приемы. Тогда же, а именно, в начале XIX в., в библиотеке был пристроен обширный эркер, позволяющий любоваться на раскинувшийся за окнами парк Одли Энд.
Викторианство наложило очень существенный отпечаток на внутреннюю жизнь Одли Энд: 4-й Барон Брейбрук был большим поклонником естественных наук и натуралистом-любителем, что в ту раннестимпанкерскую эпоху редкостью не было. Именно благодаря ему поместье получило грандиозную коллекцию чучел животных, птиц, а также растений и редких окаменелостей с очень подробными научными описаниями. Все они находятся под стеклом в длинных галареях первого этажа:
Таксидермический изыск 4-го Барона Брейбрук производит двойственное впечатление: с одной стороны, я никогда не была поклонницей чучельного мастерства, и посаженные под стекло существа выглядели одновременно полуживыми и зловещими, но с другой — нельзя не признать, что вся эта анималистическая мистерия, действительно, вызывает острое и, может быть, слегка болезненное любопытство. Больше всего меня потрясли размеры той самой кэрролловской птицы Додо, которая полностью исчезла не то в XVII, не то в XVIII в.: она была устрашающе-огромной, с телом крупного страуса, с узловатыми, твердыми и цепкими лапами. Бедная Алиса! Вряд ли стоит теперь удивляться наплаканному ею морю слез: в беге по кругу я бы точно постаралась унести от этого монстра ноги подальше.
Последний увиденный мной в поместье Алый Зал (по всей видимости, зал для официальных приемов и балов) живо напомнил мне Красную Комнату, в которой тетка приказала запереть упрямую Джейн Эйр — поэтому и в слегка потускневшие зеркала я заглядывала с робостью:
Из замка не хотелось уходить: мы провели там всего лишь час-полтора, но нам показалось, что времени прошло гораздо больше; у поместья явно свой собственный независимый хронометр.
(Продолжение следует)
No comments :
Post a Comment