Ну а потом пошло-поехало. Просто стихов
стало мало – перечитывала их по второму-третьему кругу, они легко и совершенно
безо всяких особенных усилий с моей стороны запоминались («О, погреб памяти» –
буркнет как-то Хлебников, а Ахматова подхватит и продолжит – «Но сущий вздор, что я живу грустя И что меня
воспоминанье точит»), а потом
появилось то нервное и слегка зудящее желание высказать – выписать, выплеснуть
– свои никак пока не оформленные чувства и ощущения от прочитанного на бумагу.
Я помню, что много рисовала тогда. Некоторые рисунки, вполне возможно, были
даже и недурны, хотя, впрочем, ничего особенного из себя не представляли. Но
рисовала я всегда непременно их – «дам, королей и чертей», ну разве что без
последних – к чему мне лукавый? – в масках, без масок, под темными сводами, с
полуулыбками (память цепко удерживала сомовскую Коломбину), в средневековых
платьях, в костюмах Commedia
dell’arte и прочее, и прочее, и прочее.
Я стала читать «концентрически», услышав это определение от мамы
– когда ты читаешь любимого автора, а потом любимые книги любимого автора, книги
авторов из окружения любимого автора и т. д. Так появились
Белый, Владимир Соловьев, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Иннокентий
Анненский, Вячеслав Иванов, Леонид Андреев – тысячи, тысячи их. Они будто все
переговаривались – они и так переговаривались, и спорили, и ссорились, веря в
Солнце Завета, в своих башнях и
гостиных, где пахло корицами – но еще и сквозь книги. Уж таким ли символическим
было их символистское многоголосие? – Бог ведает. Но их цветной и нервный мир
увлекал, заставлял не бояться высокого слога и даже пафоса, который в любом
другом месте выглядел бы натужным и смешным, но только не там, не в их поэмах,
драмах и статьях. Всё через край, всего помногу.
А потом я увидела фильм «Господин
Оформитель».
Я до сих пор не могу поверить в
случайность того, что я увидела фильм именно тогда, когда находилась в полной
власти этого будто бы слегка намеренного марева Серебряного века. Фильм
непостижимым для меня образом связал в тугой узел всё то, что было и чуть позже
стало важным для меня не только в литературе, но и в искусстве в целом. Фильм,
созданный по мотивам рассказа Александра Грина – может быть, второго по
важности для меня писателя, описавшего Несбывшееся и всё, что с ним связано;
фильм, в котором всё происходящее – ода Блоку; в котором фигура Блока
заменяется фигурой неспокойного художника с лицом Блока, подобно тому как Томас
Манн заменил своим Леверкюном всё ницшеанское и ницеанствующее вместе с
ницшеанственным; в котором Блок всегда присутствует – в виде фотографии на
столике художника (где художник и Блок, а в оригинале Блок и Чуковский); где
Beata Beatrix Россетти, и Мэдокс Браун с его офортами, и Уильям Блейк – и еще
маски, и Пьеро, и Арлекин, который «Прыгает
в окно. Даль, видимая в
окне, оказывается нарисованной на бумаге. Бумага лопнула.
Арлекин полетел вверх ногами в пустоту», и двойники, и манекены, и пустозвонная архитектоника музыкальных шкатулок в начале и конце – тут
и бель эпок, и предчувствие ар деко, и стимпанк, и всё, что душе угодно, и всё,
что нужно.
Конечно, это
не случайно.
Не может
быть случайным.
И сумбур, и
музыка. Вместе, не вместо.
No comments :
Post a Comment