– Вот ваши документы. Там, внутри, лист
использования, нужно будет заполнить.
– Извините, а что там писать? Я не знаю…
(Сухо)
– Фамилию, дату, подпись и характер работы с
документом. У вас же сверка? – снова повторяет она.
– У меня да…
Сверка, да.
– Вот и пишите. Да, имейте в виду: завтра мы
не работаем. Приходите послезавтра. Тогда же сможете получить и записные
книжки.
До меня не
сразу доходит смысл сказанного: завтра? Да у меня столько всего нужно сделать
сегодня – вот, читать, смотреть, просто смотреть, а потом, как-то сразу, почти
без перерыва вклинивается следующая мысль: но как же завтра нельзя? А что же я
буду делать? У меня и всего-то 10 дней! Может, попросить их, чтобы как-то
открыли там, я не знаю, я посижу себе, ну часика два и уйду, ты ненормальная,
что ли, это же научное учреждение, раз сказали – нельзя, значит, нельзя, «Радио…
Петербуург», там еще на Большой Морской вот это вот угловое кафе, пирожные по
три сорок восемь, надо будет после зайти, и чашка кофе, у меня хватит, черт, какие
пирожные, у меня Блок тут лежит, а ты пирожные! «Двенадцать» и пирожные!
Сегодня я гений, Люба довела маму до
болезни, Люба отогнала от меня людей, чистила селедку на кухне и плакала,
Прекрасная Дама, Господи, ну что вот лезет в голову перед работой, что ж я собраться
с мыслями-то всё никак не могу, так, пора начинать, а то вон тот человек справа
уже косится, а что там у него, а? Веневитинов, да не, Воейков там у него,
хватит пялиться, дура, неудобно же, всё, всё…
Блоковские
рукописи лежат в обычной светло-бежевой папке. Сколько потом я перевидала таких
папок – не счесть, а тогда просто удивилась
тому, как обыденно всё выглядит. Пальцы, меж тем, подрагивали всё равно.
Ну и вот.
Светло-голубой конверт, а в нем – несколько пожелтевших плотных листов писчей бумаги.
На первом размашисто по диагонали красным карандашом написано: «Двенадцать».
Блоковский почерк узнаваем, хотя и сильно отличается от привычного четкого
варианта – летящий, не сказать небрежный, нервный, с осциллографическими
параболами «д».
Тщусь замедлиться, не раскрывать следующие страницы,
потянуть это странное удовольствие отследить каждую букву текста – быстро ли
писал? Сразу ли вывел названье? Говорил, что поэма написана «в несколько дней»
– то есть, в несколько приемов, нет, не верится, это должно было извергнуться
на бумагу сразу, а потом была отделка, очистка от мелких заноз, Люба, как тебе «Гетры серые носила, юбкой улицу
мела, с юнкерьем гулять ходила – С солдатьем теперь пошла»? Сашура, ну она же с офицерами блудила, а
это Яр и угощенья, ну вот шоколад, к примеру, наверняка «Миньон», не из дешевых, вот и жрала его, да, шоколад миньон жрала,
что ты так смотришь, а, нет, ну пустяки, пустяки, пустяки, конечно, пусть
будет, пусть.
…У
меня голова идет кругом. Рукописный отдел закрывается раньше – у них
скоро ремонт, а сейчас три часа, а за
окном уже сереет, предстоит обратная дорога на Удельную, Это значит – Дворцовый
мост, грязноватая слюда Невы, потом Невский, а потом спать, спать.
В
гостиничном номере поздним вечером из
радио донеслось: «Уважаемые друзья! Представляем вашему вниманию музыкальные
произведения, написанные специально для фрисландских органов». Облупленная
стена, покрытая желтоватой масляной краской, ловит свет уличного фонаря.
В
голове Блок.
И
фрисландские органы.
No comments :
Post a Comment