Если долго брести вдоль длинной Милл роуд,
глаз постепенно привыкает к веренице аккуратных викторианских домов. Это не
парадный Кембридж, и колледжи, и соборы с их стрельчатыми арками и бойницами в
другой стороне –здесь кембриджские пенаты, старомодный уют и покой. Мелькнет
край ситцевой занавески на окне, откроет взору какие-нибудь нехитрые домашние
сокровища, вроде разукрашенных глиняных лягушек или собачек. А то, бывает, попадутся
редкости и позамысловатее, в виде пауков-птицеедов – живых ли, чучельных – Бог
ведает: чувствуется, хозяин не чужд некоторого романтизма.
По Милл роуд хорошо пройтись теплым
сентябрьским вечером, когда солнце уже неяркое и мягко золотит булыжник
мостовой. Идешь себе неторопливо – вот петунья, бегонии, глицинии, гордость и
отрада любой английской хозяйки. Их аромат усиливается к вечеру. На дверях
медные ручки – можно и позвонить, звонок же вот он, рядом, но какой звонок,
когда ручка-лев, ручка-грифон, ручка-Медуза Горгона, постучишь, и оживет.
Может, и рыкнет звучно.
А в следующем доме – стеклянная дверь, а
сразу за ней – antique shop, обычная английская лавка древностей, machina temporibus peregrinandis, тысячи
их, диккенсовых и не очень, доверху набитых бесполезным диковинным хламом, разве
пройдешь мимо такой.
Звякнул
колокольчик, внутри две комнаты, дальняя какая-то темная, узкая, а первая
светлая, полная воздуха и вещей. Вещи живут, находятся в непрерывном
взаимодействии друг с другом, логически темперируя выбранное пространство.
Бронзовые канделябры эпохи Регентства, Рескин в кожаном переплете, фигурка
вепря из слоновой кости, фигурка балерины из фарфора, мечта моего детства,
моток тесьмы, какие-то клубки пряжи, тканые грубоватые коврики, выцветший ковер
на полу, разбитый глобус, медные пряжки, женский гребень с потускневшими
бусинами, камеи, много камей, викторианский секретер, неуклюжий и красивый,
кресло из трогательного хайтека шестидесятых, небрежной стопкой сваленные в
углу литографии, два-три офорта – Брэнгвин, Шеннон? – может, и они, кто знает,
нежные серебристые краски, прелестная ветошь детских книг, какие-то курчавые
зайцы, что это?..
- Беатрис
Поттер – тихонько доносится откуда-то из темной комнаты. – Кролик Питер и
другие истории. Хотите? Это хорошее издание, 1911 год, иллюстрации.
Вижу хозяйку, прозрачную даму лет шестидесяти, платье в
цветочек (Лора Эшли?), коричневые туфли, пушистые тонкие волосы.
- Не читала. Это детская книга, но мне как-то не пришлось.
Мучительно вспоминаю английскую детскую классику – кто там,
кроме Кэррола? Ветер в ивах. Автор? Имя какое-то у него… Как-то связано с
Грэмом Грином. А – точно: у него фамилия Грэм. Имени не помню.
Дама смотрит внимательно, приветливо, у нее приятный
негромкий голос:
- Вам обязательно нужно прочесть! Там столько приключений!
Забудьте, что детская, Вам понравится. Там, знаете, сюжет, и язык, и все
вместе… Очень хорошо.
Она говорила немного смущенно, и мне захотелось купить у нее
что-нибудь.
Я все-таки отложила кролика Питера.
Выбрала маленький офорт – десять фунтов, неизвестная
художница, тридцать второй год, тенистый уголок Маргейта.
…Нужно вернуться за кроликом. Ждет.
No comments :
Post a Comment