Monday 8 August 2016

Испанские tutti quanti: Бильбао (Гуггенхайм)

Как выяснилось, нам необыкновенно повезло с посещением музея: именно сейчас там проходит несколько значительных выставок, пропустить которые было бы ошибкой (большинство из них заканчивается осенью, так что, если планируете поездку в эту часть Испании, постарайтесь не пропустить). В пространстве музея каждая выставка занимает особенное место: например, цветотипия Энди Уорхола находится на первом этаже, и его работы образуют круг, в котором интенсивность ярких люминисцентных красок спорадически заглушается угольно-черным колером; если медленно идти по залу, то можно увидеть, как из темных ячеек выступает и постепенно густеет разноцветный свет, раскладывающийся на калейдоскопическую палитру.
Второй этаж отдан под экспозицию Луиз Буржуа, авангардной художницы-феминистки, прошедшей длинный и сложный путь от кубизма и конструктивизма к гендерному сюрреализму: это очень горькое и откровенное искусство, и оно о неравноценном соотношении женского архетипного и женского социального, в котором последний оказывается уязвимым и хрупким конструктом. Серия «Женщины-дома» была создана Буржуа после Второй Мировой войны (1946), и в ней обнаженные фигуры со зданиями в несколько этажей вместо головы падают, лежат и прячутся: настоящего дома нет, он разрушен и утрачен, осталась его зыбкая идея, от которой болезненно ломается сознание.
Внутренний дом непрочен и из последних сил противостоит внешнему хаосу и бездомью. Конструктивистские офорты Буржуа сюжетны и описываются художницей короткими притчами. Так, одна из них гласит: «В одной деревне на севере Франции сахар был чрезвычайной роскошью и редкостью, и люди почти никогда его не ели. Только маленьким детям доставалось по кусочку на Рождество. Моя мать была среди них: у нее был сильный характер. В отличие от остальных, она никогда не съедала свой кусок сахара, но закапывала его в землю. Вот только земля была сырой, и сахар всегда таял». В жирных черных полосах на бумаге, похожих на куски дерна, столько же отчаяния, сколько его в описании.
Третий этаж — великолепная выставка “City of light”, посвященная École de Paris, знаменитой школе французского кубизма, на которой можно увидеть работы раннего Пикассо, Брака, Альбера Глеза, Жана Метценже. “City of Light” — о презрении к постепенности, о прорыве, о том, как новое искусство прошивает прошлое, преобразуя его в новую визуальную структуру, которая отражает реальность с не меньшей степенью вовлеченности в нее, чем арт-формы прошлого.
В залах Гуггенхайма много простора и света, и это очень помогает созерцанию.

No comments :

Post a Comment