Наконец-то решила написать о рождественском концерте хора Клэр в Лондоне. Для нас с Л. это уже превратилось в традицию: каждый год в середине декабря мы едем в концертный зал на Смит Сквер недалеко от Вестминстера и слушаем рождественские песни в исполнении студентов Клэр колледжа под управлением дирижера Грэма Росса. До сих пор не перестаю поражаться тому, что все участники хора, юноши и девушки — студенты разных специальностей, напрямую с музыкой никак не связанные, и пение для них — не основное занятие: для меня все они звучат по-настоящему профессионально. Ума не приложу, как у них хватает времени и на учебу, и на то, чтобы в срок сдавать экзамены, и на гастрольные туры не только по Британии, но и за рубежом, в том числе, в Штатах и Австралии. Вряд ли ошибусь, если скажу, что прокрастинаторов среди них точно не найдется и все они более чем тщательно планируют свое время... Эх.
Грэм Росс — не просто дирижер и руководитель хора: он еще и историограф, который готовит каждую рождественскую программу фактически заново, смело и, как мне кажется, новаторски соединяя средневековую музыку и тексты с произведениями современных композиторов в одной программе. Так было и на этот раз.
Концерт традиционно состоял из двух отделений. Первое было целиком посвящено классическому исполнению рождественских песен, в котором полифония голосов раскрылась особенно впечатляюще, и среди них наиболее ярко прозвучали анонимный гимн 16 века “Sir Christèmas” и “The Virgin's Cradle Hymn”, положенный на латинский текст Кольриджа.
Второе же отделение заставило меня задуматься. По замыслу Росса, все песни в нем, образующие рождественскую секвенцию, были положены на музыку Тавенера (британского композитора, скончавшегося два года назад): таким образом, хор увековечивал его память и вклад в музыкальную историю. Ну что сказать. Тавенер — композитор сложный, много работавший с материалом для хоральной и литургической музыки, очень чтивший восточную церковную традицию (известно, что он был крещен в Православие Митрополитом Антонием Сурожским). Именно поэтому я ожидала от второй части концерта привычной и узнаваемой гармонии — и очень удивилась, когда поняла, что ничего этого не будет. Относительно безмятежная “Verbum Caro” внезапно сменилась какой-то очень бравурной “Nowell! Nowell! Out of your Sleep!” с частыми стаккато, а потом и вовсе экстатическими всплесками “Remember o Thou Man”. Орган в “Sweet was the Song” звучал как будто неровно, сообщая гимну в целом неспокойное настроение. И, наконец, в “Ave Rex Angelorum” мне и вовсе почудилась какая-то дикая, чуть не первобытная кода. “God is with us: a Christmas Proclamation” был написан Тавенером специально для хора собора в Винчестере в 1987 г., а текст адаптирован из Православной литургии Великого Повечерия, которая традиционно проводится в рождественский Сочельник. По замыслу композитора, хор, поющий о Рождестве, вновь и вновь прерывается органом, который звучит как раскат грома, и это должно означать, что Христос родился. Исполнение и правда было мощным и впечатляющим, но усиление органного звучания в конце немного смутило: по всей видимости, мое представление о рождественском мелодическом каноне все-таки сильно расходится с композиторским.
Может быть, именно поэтому, даже по истечении двух недель, я по-прежнему мысленно возвращаюсь к этому концерту.
No comments :
Post a Comment