Sunday 14 December 2014

Немного о формировании литературного канона

Вчера на встрече в Фицуильям музее с представителями Cambridge University Press я заговорила с одним из издателей о том, что в настоящее время публикуется по славистике, и он ответил, что традиционно литературная теория и критика по классической РЛ — Достоевский, Толстой, Гоголь (сейчас вот в связи с юбилеем к ним прибавился еще Лермонтов) — и, пожалуй, если кратко, это все. Меня это опечалило, конечно: увиделось, что давно сформированный классический канон с трудом поддается изменениям.
— Я бы сравнил эту ситуацию с той, что была в английской литературе в тот момент, когда в ней вдруг появился Д.Г. Лоуренс, — сказал мне издатель, — Лоуренс затмил собой многих: слава его была так велика, что на его фоне меркли другие авторы гораздо более масштабного дарования. И, увы, нельзя сказать, что время расставило все по своим местам: просто кому-то повезло больше, а кому-то, как водится, не повезло совсем. В чем состоит задача литературоведов, преподавателей и издателей?
Разрушать канон. Менять канон. Раздвигать границы. Тогда и будет толк. Наверное.

Ну, здесь трудно не согласиться, но вот как популяризировать неизвестных авторов, пусть даже они и классики в другой стране, как отладить механизм внятного с ними знакомства — большая загадка и все-таки трудность.
P.S. Cambridge University Press выпускает в год около 1600 новых изданий, Oxford University Press — в три раза больше. Не все из них, ясное дело, связаны с литературой, но и тех, что связаны — огромное количество. Вот и попробуй тут включиться в поток.

No comments :

Post a Comment