Sunday 10 May 2015

D.O.A.

Удивительно, из какого погреба памяти всплывают подчас фантомы. Вспомнила сегодня вдруг, как лет тридцать с лишним назад смотрела с бабушкой и дедушкой фильм по первой (ну, скорее всего) программе цт. Фильм был черно-белый, американский, и судя по тем немногим деталям, которые я восстановила в памяти (костюмы, музыка), выпущен он был на экраны в сороковые годы (ближе к концу, в послевоенное время). Сюжет меня потряс: вкратце он о том, как главного героя, мужчину средних лет, отравили во время какого-то праздника, и на следующий день доктор объявляет ему, что он скоро умрет — кажется, через несколько дней. В оставшееся время герой пытается повести свое собственное расследование, чтобы понять, как так получилось, что он стал внезапной жертвой. В конце, когда все разрешилось, убийцы найдены (вот изобличены ли?), мужчина умирает.
Я помню это странное ощущение абсолютной нереальности: вот человек, он еще жив, но уже “по ту сторону” (антидота от яда, которым его отравили, нет), и он борется с неизбежностью как может и как умеет. Он надеется без надежды, и вся его жизнь последних нескольких дней — тщетная попытка перебороть, отстраниться, выпрыгнуть на обочину и спастись. И несмотря на всю очевидность обреченности сюжета, я запомнила фильм так, что человек этот, главный герой, хоть и умер, но все-таки победил. Конечно, я потом встречала какие-то похожие сюжеты в книгах, но самое первое ощущение, полученное от просмотра именно этого фильма, наверное, оказалось самым сильным, и вот именно оно во мне так и осталось, несмотря на то, что все сопутствующие детали стерлись из памяти.
...Фильм я сегодня нашла, само собой: как выяснилось, он довольно известный, легендарный, нуарный и проч. Называется он “D.O.A.” (Dead on Arrival) и был снят в 1950 г.: на русский это можно перевести как “Мертв по прибытии”, и именно под таким названием он и шел в нашем прокате
“Но дело не в этом, совсем не в этом”.

No comments :

Post a Comment