Sunday 16 November 2014

“Interstellar”

“Interstellar” хорош уже тем, что снова возвращает зрителя к жанру, который я определила бы как “рефлексирующий sci fi” и в котором, конечно, есть место всяким дорожкам из сверкающих звезд и искривлениям пространственно-временного континуума, но не в них, в общем, суть. Мы ведь знаем, что “есть и другие миры, кроме этого”, но с отчетливой ясностью понимаем также и то, что люди всегда одни и те же, и им бывает одинаково трудно как преодолеть себя, так и сбежать от себя же. 
Нолан талантливо цитирует Тарковского (фрагмент, где астронавты на борту Endurance слушают в наушниках шум дождя — что это, как не то самое “изобретение Гебаряна” из “Соляриса”), Земекиса (эпизод из “Контакта”, когда Элли застревает на полпути к новым мирам, а потом встречается в другой реальности с умершим отцом), да и много кого еще, — и всё это не мешает нолановскому фильму быть и талантливым, и глубоким, и достойным зрительского внимания.

Обаяние Макконахи, при всех очевидно повторяющихся приемах (ухмылки, бормотанье, прищур как незакрытый гештальт “Настоящего детектива” и “Далласского клуба покупателей”), быстро берет верх над некоторым раздражением — кажущаяся простота его актерской игры дорогого стоит, и вот уже совсем незаметно ты переключаешься в регистр сопереживания и даже некоторого со-действия его летчику-фермеру-космонавту-путешественнику сквозь пространство-время. Более того: некоторая неуклюжесть замысла (эсхатологическая антиутопия, перерастающая в космическую одиссею) именно благодаря Макконахи обретает окончательную цельность и завершенность.
Все сюжетные несостыковки (их, впрочем, немного — не буду спойлерить) и зрелищная грандиозность и блокбастерность не мешают восприятию фильма Нолана как очень авторского проекта о человеке, который, если и собьется с пути, всё равно узнает дорогу.

No comments :

Post a Comment