Monday 17 November 2014

И немного “об науке”

Мой оклад в РГАЛИ еще 4 года назад был 3 (три) тысячи шестьсот рублей и сколько-то там копеек. Ах, гранты же, как я забыла. Их выплачивали обычно раза два (ну, может, и три) в год маленькими порциями, вычитая, конечно, все положенные проценты, чтоб, не дай Бог, не капнуло чего лишнего — ну вы же понимаете, всё должно быть честно, государство скрупулезно заботится о точности в системе бюджетного финансирования. А грант еще попробуй выиграй. Поскольку у архива не было статуса НИИ, никаких надбавок за степень мы не получали (как сейчас обстоят дела, не в курсе). Короче, если бы не подработки (переводы и корректура), которые нужно было искать в режиме нон-стоп, то... Ну, сами понимаете.
Так что — не, спасибо. Реформируйте и дальше.
UPD. Ну, и мои ответы в дискуссии со знакомым в ФБ на эту тему (собрала все свои комментарии в один апдейт, просто разбив на абзацы).
Я как-то не очень оптимистично настроена по поводу научных перспектив в России, если уж начистоту. Я вижу здесь наших, они вполне адекватно встраиваются в западноевропейский научный контекст (я сейчас только о славистике), но все же не могут уехать... А коллеги и друзья, которые в России и бСССР ухитряются проводить научные исследования и преподавать — настоящие герои. Столько на себе тележек вытаскивать, получать за это символические деньги, не сдаваться, работать — это, черт возьми, подвиг. Но не для государства, уж точно.
Тут, мне кажется, следует разграничить две проблемы: взаимодействие ученых с государством (с практически нулевой продуктивностью по вине последнего) и, собственно, научные достижения российских ученых. Очевидно, что, работая в госучреждении и получая нормированную зарплату, ученый вступает во взаимодействие с государством, но далеко не очевидно при этом, почему в таком случае ученый должен жить впроголодь, работать на износ, обеспечивая своей институции “высокие показатели” — и при этом не получать от работы ни морального, ни материального удовлетворения (именно так дела и обстоят в большинстве случаев даже в самых благополучных университетах). То есть, по сути, отечественные ученые поставлены в экзистенциальную ситуацию: или выживай и работай на любимой работе, или пополняй армию “менеджеров по продажам”. И в этом смысле все попытки вывести науку на международный уровень, увы, терпят провал (ну ок, сейчас я снова о славистике, в основном; возможно, у физиков или биохимиков качественно другая ситуация, но у меня нет под рукой данных, чтобы подтвердить это или опровергнуть). По поводу индекса цитируемости наших ученых: я, опять-таки, не стала бы обобщать, поскольку в разных областях науки уровень цитируемости разный, и так дела обстоят не только в РФ, но и во всём мире.
Я встречаюсь на конференциях с коллегами из России, ко мне приезжают друзья (слава Богу), я наблюдаю за дискуссиями о положении российской науки в ФБ, и в жж и на других блогоплощадках (включая Блоггер), и выводы напрашиваются совсем неутешительные: все практически в один голос говорят о страшной административной нагрузке (разнообразные взаимоисключающие циркуляры, которые спускаются по бесконечной разнарядке сверху), бюрократизации образования, цензуре, снова появившейся в научных журналах... И это только навскидку. Да, говорят и о том, что подняли зарплату — которая мгновенно была съедена галопирующей инфляцией, — при этом преподавательская нагрузка возросла многократно. Все это выглядит достаточно депрессивно, как по мне. Никакие административные новшества, которые, допустим, производятся здесь, в Кембридже, с российскими сравниться не могут, да и нагрузка у здешних ученых, хоть и большая, но адекватная. Сейчас вот, к примеру, в западном научном мире (см. Inside Higher Education) всесторонне обсуждается вопрос о тяжелом положении адъюнкт-профессоров в американских вузах, которые тяжело работают за маленькие деньги, и, судя по тем статьям, которые я читаю, ситуация, хоть и медленно, но начала меняться в лучшую для них сторону. Каково положение наших мнс-снс при этом — лучше не сравнивать, вот правда.
Даже в крупнейших региональных вузах положение тяжелое (знаю из первых рук), а уж что говорить обо всяких локальных институтах. Ну и ситуация с совместителями какая-то совершенно катастрофическая: из-за нового циркуляра о совместительстве, к примеру, благополучие, да и просто выживание в научных учреждениях многие ученых поставлено под вопрос...
Так что, оптимизму взяться, право слово, неоткуда.

No comments :

Post a Comment