Tuesday 23 January 2024

Tippett’s A Child of Our Time (King’s College Chapel, 20.01): вместо рецензии

К своему стыду, единственное, что я знала о Майкле Типпетте до вчерашнего дня – это его имя в ряду английских композиторов ХХ века «сразу за Бриттеном», современником которого он и был. Биография Типпетта вызывает у выходца из позднего, уже на грани коллапса, СССР что-то близкое к безотчетному ресентиментному раздражению – конечно же, классово далекий от любого советского человека натурализованный левак (не абы кто! член Коммунистической партии Британии с 35 г.!) с частной школой, вполне буржуазной юностью, родителями-аппер миддлами и всем остальным (кажется, еще то ли двоюродной теткой, то ли бабушкой-известной суфражисткой в придачу), который в поисках себя добрел-таки и до троцкистской прелести: куда же английскому денди-коммунисту без Троцкого с его сословными кружевами феодализма.
Все эти малоприятные детали, однако же, полностью истираются из памяти, когда слушаешь музыку Типпетта – одно из его главных произведений, магнум опус-ораторию «Дитя нашего времени»: для раздумчивых сетований на тему идейного происхождения автора просто не остается места. Наверное, единственным подходящим словом для описания первого впечатления будет ошеломление: восторг и остальные восходящие к суперлативам чувства случатся уже немного позже.
Удивительно, как Типпетт, очень английский во всем, что касается музыкальных приемов – композиционной строгости, безупречно совмещенной с изысканной орнаментальностью (иногда, может быть, и избыточной), сложности контрапункта и гармоний – так идеально вписал в рисунок оратории динамичные и фольклорно-насыщенные афро-американские спиричуэлсы (“Go down, Moses”), которые воспринимаются в ее звуковой ткани совершенно естественным образом, добавляя лирическому повествованию «Дитя…» (задуманному сразу после ужасов Хрустальной ночи и доработанному в первые годы Второй Мировой войны) еще больше трагической глубины. По силе воздействия нечто похожее можно ощутить, если смотреть пазолиниевское «Евангелие от Матфея», где режиссером (при этом, как мы помним, тоже убежденным марксистом) был использован похожий прием (в фильме звучат госпелы, в числе которых и знаменитый “Dark Was The Night, Cold Was The Ground”).
Вчерашний концерт в Кингз с его волшебной акустикой получился незабываемым: и сводный хор был чудо как хорош (среди солистов узнавались и студенты Клэр, что отдельно порадовало), и дирижерская работа была на высоте, но лучше всего все-таки было сопрано прекрасной Надин Бенджамин – невероятно-глубокое и чистое, оно захватывало с первых секунд и летело к сводам часовни, ничуть не утрачивая своей силы, растворяясь в прохладном церковном воздухе и оставляя зримый след в коллективной памяти всех без исключения слушателей.

No comments :

Post a Comment