102 года со дня смерти Блока.
Пролистала аннотированную библиографическую хронику в 5 книге 92 тома «Литнаследства» — ту, что о Блоке в критике современников за 1921 год, — и среди бесконечно-однообразных и оттого пошлых некрологов с неизменным «ушел “трубадур Прекрасной дамы”, воспевший музыку революции» и пр. обратил на себя внимание отрывок из рецензии Кузмина на вторую книгу стихов Анны Радловой «Корабли», опубликованной в «Жизни искусства» в конце марта, за несколько месяцев до блоковской кончины. В ней Кузмин, упоминая Блока, сначала тоже говорит о привычном – снежной метели блоковского анархизма и его духовном нигилизме, однако затем делает важную ремарку в описании блоковской стихии — «с налетом смертного и не очень обязательного христианства».
Мне это видится важным для понимания многого в Блоке – и фатализма, не нового у классиков, но удивительно-неизменного в его случае, и сугубой концентрации на апокалиптичности христианства (так я понимаю кузминское выражение о доктринальной блоковской необязательности), во многом современной эпохе и экуменической, но и индивидуально определившей то, что мы теперь называем блоковской хронологией, его «трилогией вочеловечения». В этом смысле жирондистское “аlors, citoyens, il est à craindre que la révolution, comme Saturne, ne dévore successivement tous ses enfants et n’engendre enfin le despotisme avec les calamités qui l’accompagnen”, часто используемое как разоблачительный жупел против пагубы увлечения «святой злобой» бунта, в случае с Блоком теряет сардонический пафос, превращаясь в безжалостную констатацию факта его физической смерти, которую мы, живущие сто лет спустя, до сих пор оплакиваем. Светлая ему память и да, Царствие Небесное, несмотря ни на что.
No comments :
Post a Comment