Monday, 31 October 2022

Hallowe’en-2022

Happy Hallowe’en everyone!
‘Twas the night before Gothmas, when all through the flat
Not a creature was stirring, not even a bat
Ripped stockings were hung by the chimney with care,
In hopes that Saint Eldritch soon would be there!
...We gave to mummies, ghosts, zombies, and ghouls numerous treats: no regrets!



Sunday, 30 October 2022

PreHalloween Chronicles

Me: “I finally completed a lengthy paper and can have some rest. But first, let me put back all the books I was using while writing.”

Also me: (rearranged the shelves in two bookcases completely: put all the editions by the best ever publisher Hippocampus Press together, and Weird fiction and the Supernatural about Fenland on the other shelf. Ended up with s m o l pumpkins elsewhere, not going to carve the real one yet)



While finishing my lengthy paper, I came across a monograph that I bought a while ago at Waterstone’s: I kept it on a shelf close to my work desk yet hadn’t managed to read it properly (random picking of quotes here and there aren’t counted). Until now: I needed a bit of a kick for the last chapter of my draft and chose this book merely for its title, which went in line with my work: it’s called “The Weird and The Eerie,” and the author’s name was Mark Fisher.
That was a small book and, consequently, a short read, but I was impressed by Fisher’s ability to catch that sadness in the uncanny (Unheimlich) that felt as if it were just a bit more elevated on an emotional scale than your average academic study. Fisher dedicated his monograph to a juxtaposition of the “fantastique” in the books of the Weird Fiction writers and those of famous musicians and filmmakers who use the uncanny (that is, weird and eerie) in their works (Brian Eno, David Lynch, Rainer Werner Fassbinder, to name a few).

Friday, 28 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.17 — танец

«И этот танец был козловак, и колдовство это — Козлование», — пишет Белый в «Симфониях», и нет более подходящего описания для знаменитой Берикаобы — древнегрузинского танца масок, вакхического и дионисийского. Я смутно помнила, что памятник Берикаобе должен быть где-то близко, рядом с театром марионеток Резо Габриадзе, и внезапно не ошиблась: мы наткнулись на него вчера поздно вечером, когда бродили вокруг моста Бараташвили, немного заблудившись. И внезапно увидели их, несущихся сквозь ночной хронотоп во вдохновенном козловаке — из плоти и крови вина. «Этот поезд идет из Вавилона в Вавилон, Сандро!»

Грузинские tutti quanti: Ч.16 — dialogues and misc. (photos: En)

Two young men, coming towards us:
First: “I am a historian. I am a true historian.”
Second: “If you are a historian then I am a historian of history.”
L. (mumbling to himself): “…which means that you are a historiographer.”
Me: “Nuff said!”


Wednesday, 26 October 2022

Сказочное-готическое

- Все в лесу замерло, и только на кости жертвенных животных внезапно упал мертвенно-белый луч, и щупальца…
- Извините, а вы правда Снегурочка?..

Tuesday, 25 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.15 — бытовое и (снова) гастрономическое

Важно знать: в Грузии курят. Курят почтенные старцы и пожилые дамы, курят юноши и девушки, пышноволосые и легконогие, курят, кажется, и младенцы, выглядывая из колясок и являя миру довольные физиономии, тайно курят собаки с заклепками в ушах и крупные бойцовые коты внушительной наружности. И почему-то мне, никогда за все сорок шесть с лишним лет жизни не курившей, это совсем не мешает.
(Эта часть поста не одобрена минздравом, но и бог бы с ним)
***
После нескольких дней в Грузии я пришла к жизненно важным выводам:
• грузинская кухня должна быть внесена в реестр уникального культурного наследия ЮНЕСКО (я настаиваю);
• если вас пригласили на грузинское застолье, все блюда автоматически приобретают нулевую калорийность, а все цифры, которые вы увидите на весах по приезде домой — от лукавого и не считаются;
• тренируйте волю, проходя мимо крошечных лавчонок с только что приготовленными аджарскими, имеретинскими и мингрельскими хачапури (или не тренируйте: тут уж как пойдет).


Грузинские tutti quanti: Ч.14 — вера (Старый Тбилиси: фотографии)

И несколько фотографий к предыдущему посту из разных грузинских храмов:


Грузинские tutti quanti: Ч.14 — вера (Старый Тбилиси)

Вера в Грузии — не предмет экзегетических дискуссий, не теологические упражнения на заданную тему и не временное прибежище для подверженных вечным колебаниям интеллигентов; это, впрочем, не означает, что ничего из перечисленного выше здесь нет: скорее всего, есть, как и везде, но все это вряд ли способно поколебать и провиденциальную, и мистериальную суть грузинской религиозности. Вера в Грузии — это и жизнь, и закон, и устав, и радость благоговения, и ядро грузинской идентичности.
О Господи прими мою
Мольбу, единую отныне.
Не дай мне прозябать, молю,
Предав Тебя, себя отринув.
Да будет нрав безумца крут,
Душа подвластна только чуду.
Пусть глад и жажда по добру
Неутоленными пребудут. ©

Грузинские tutti quanti: Ч.13 — Svetitskhoveli Cathedral (photos; En)

Today we were blessed to visit Svetitskhoveli Cathedral, an absolute gem of Orthodox Georgia, and we were stunned. The beauty of its ancient frescos is mind-boggling.



Monday, 24 October 2022

Nothings and triviality

Those who were saying that artsy AI (Midjourney and the like) would overtake the professional art world in a hot minute, did it a bit prematurely: all these endless blobby Kraken teapots, blobby starry gowns, blobby gleaming lanterns after a while started looking similar, and not only did it annoy me but also frazzled me out. So, nah: for quite some time professional illustrators and their works will be doing just fine, no worries.

Sunday, 23 October 2022

Apple Day-2022: tutti quanti (En)

Cambridge Apple Day is back, and here are my tutti quanti on how it went. 
Part 1
When you’re attending Apple Day, bought a solid toffee apple, and since then your fingers have become sticky and everything in your bag now is smelling like slightly burnt sugared apple.


Saturday, 22 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.12 — Palace of Mukhrani (photos; En)

Our guide before the trip to the Mukhrani winery: “Georgian people drink wine in two cases only: when asked “How are you feeling today?” they reply: “I’m feeling poorly hence I need a glass of wine” or “ I’m feeling great hence I need a glass of wine.”



Friday, 21 October 2022

Только недавно я писала о Елене Баурджановне в связи с цветаевским юбилеем, и вот прекрасная новость: выходит книга ее воспоминаний об Ариадне Эфрон.
Рассказы, вошедшие в книгу, были записаны в 1970–1972 годах исследователем и публикатором творческого наследия Цветаевой ­­— Еленой Коркиной, которая близко общалась с Эфрон в последние шесть лет ее жизни и совместно с ней работала над разбором архива ее матери. По вечерам, после визитов к Эфрон, Коркина записывала по памяти истории, только что от нее услышанные. Собственно рассказы в книге предваряются дневниковыми записями Елены Коркиной, охватывающие период с 1968 по 1973 год, где автором зафиксированы воспоминания о том, как жизнь привела ее к Ариадне Эфрон, как она узнала ее адрес и долго не решалась войти, как приносила Эфрон цветы еще до состоявшегося знакомства, как доставала для нее билеты на «Щелкунчика» в Большой театр. ©

Thursday, 20 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.11 — Jazz Cafe Konka (photos and a video: En)

I really wanted to take L. to a proper live jazz concert since the beginning of times, and wonderful Jazz Cafe Konka, a renowned place for all jazz junkies, from locals to guests, suited the purpose perfectly. Man, it was unforgettable! The musicians were beyond incredible!


Wednesday, 19 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.10 — Monestir de Jvari (photos: En)

There is something special in the fact that when the world has gone fully berserk, we can meet the Nativity of the Theotokos here, in one of the most sacred places of Georgia.




Tuesday, 18 October 2022

150 Кузмину

150 лет Кузмину, рассеянное (самое любимое, открывающее туннель воспоминаний) перечитывание «Форели»* дало внезапный эффект: двустишие из «Восьмого удара»
...И кепка, цветом нежной rose champagne,
«Останься здесь!» - Ты видишь: не могу!
привело к отрывку из кузминского «Дневника» за май 1906:
...Я стал делать смесь из вина, сначала белое с Мюскатом, красное с Мадерой, в обе подливал Peach Brandy, потом выжимал апельсина и даже подбавлял Кюммель, вообще что-то невообразимое. Сомов стал пьянеть, но был еще мил, перешли на французский, потом на итальянский, потом на английский. Чеботаревскую носили на руках и клали на колени. Под флейты я с Нувелем плясали, потом я один, все целовались. Мне стало вдруг скучно, что я никого здесь не люблю (так, особенно не влюблен), и, главное, меня никто не любит, и что я какой-то лишний соглядатай. Я вышел в комнату с зеркалом и прислонился к стене с флейтой в руках, в красной бархатной рубашке.

Sunday, 16 October 2022

После целого дня писанины, наконец-то, села смотреть второй сезон “Stranger Things”. И внезапно поняла, чего (вернее, кого) здесь не хватает — Алисы Селезневой и Юли Грибковой, смотавшихся из больницы в пижамах («Девочки в пижамах, остановитесь! Остановитесь, вы простудитесь!»), которые, ясное дело, попадают в параллельную Индиану, а потом и в реальную рейгановскую. Коля Герасимов, Фима Королев, а также Сулима и Садовский с помощью миелофона и робота Вертера выходят на Илэвен и перемещаются к пацанам из Хокинса, где все вместе побеждают Демогоргона, Весельчака У, Крыса и плохих мужиков в костюмах из дипстейта, а под конец, естественно, все вместе улетают на флаерах в космопорт.

Saturday, 15 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.9 — Birthday celebration: Tbilisi style (photos: En)

And then, there was a celebration—with divine Khvanchkara, Khachapuri Imeruli, Georgian salad with fresh veg and walnuts, and trout with pomegranates (I insisted on a meat course, but the birthday boy was all for fibsh, so be it). Ah, and you simply cannot have a feast in Georgia without Borjomi mineral water!
And then, there was a Napoleon dessert and a live jazz concert at Jazz Cafe Konka. Not disappointing at all!



Friday, 14 October 2022

Два слова по поводу инцидента в Национальной галерее с нападением эко-фашистов на «Подсолнухи»
Все сми в свойственной им легкой и непринужденной манере сообщают, что картина «в любом случае не пострадала, поскольку защищена пуленепробиваемым стеклом», а значит, беспокоиться особо не о чем: раму помыть, активистов пожурить и отпустить, всем спасибо — все свободны.
«Извините, но нет».
Произошедшее — акт вандализма, и, по идее, должно быть расценено, а потом и квалифицировано как преступление с отягчающими обстоятельствами* — говорю как бывший архивист, принимавший участие в подготовке совместных с разными музеями выставок. Если принимающая сторона внезапно обнаружит хотя бы «малый механический дефект на рабочей поверхности» (чаще всего, царапина на картонаже — упаковочном материале, не самой единице хранения даже), вся партия отправляется в хранилище на «дополнительную проверку» (много часов изнурительного труда, когда параноидально рассматриваешь и саму вещь, и упаковку). В авральных случаях — таких, как только что произошедший, — это гарантированный ажиотаж на много дней в основном хранилище, и галеристам, которые будут менять стекло и делать первичную-вторичную экспертизы полотна, я не завидую.

Thursday, 13 October 2022

Грузинские tutti quanti: Ч.8 — Старый Тбилиси (фотографии: misc.)

Тбилиси просыпается рано, а вот когда он ложится спать — одному богу ведомо: фуникулеры на Нарикалу работают допоздна, а воздушный гелиевый шар в нескольких десятках метров от нашего отеля поднимается в небо до трех ночи. На открытых террасах ресторанов сидят люди, по городу гуляют праздничные толпы, отовсюду несется музыка, в которой народные мелодии внезапно переходят в сложные джазовые импровизации.
Тбилиси — первый город на моей памяти, где практически в полночь можно найти ванильно-лимонное мороженое в открытых торговых рядах, а продавец ловким жестом фокусника прокрутит рожок перед твоим носом раз эдак пять, ничего не уронив (но как?). Здесь тебе за минуту приготовят свежевыжатый гранатовый фреш, с апельсином или без, а рядом можно купить персики и сливы ренклод размером с баскетбольный мяч и необычайной сладости. Здесь младенцы и лоснящиеся от сытости собаки спокойно спят под шум и грохот ночного кутежа, а в воде Куры отражаются огни церквей и звезды.