Вера в Грузии — не предмет экзегетических дискуссий, не теологические упражнения на заданную тему и не временное прибежище для подверженных вечным колебаниям интеллигентов; это, впрочем, не означает, что ничего из перечисленного выше здесь нет: скорее всего, есть, как и везде, но все это вряд ли способно поколебать и провиденциальную, и мистериальную суть грузинской религиозности. Вера в Грузии — это и жизнь, и закон, и устав, и радость благоговения, и ядро грузинской идентичности.
О Господи прими моюМольбу, единую отныне.Не дай мне прозябать, молю,Предав Тебя, себя отринув.Да будет нрав безумца крут,Душа подвластна только чуду.Пусть глад и жажда по добруНеутоленными пребудут. ©
Можно ли зайти в грузинскую церковь с непокрытой головой и в обычной светской одежде? Можно, но внутреннее — не внешнее (вам, конечно, вряд ли сделают замечание), — сопротивление этому будет велико. Вы накидываете платок на голову и оборачиваете шаль вокруг пояса поверх джинсов не потому, что вас к этому принуждают, а потому, что таковы естественные обстоятельства присутствия вас в храме: все нужное всегда можно найти в корзинах у входа.
Убранство грузинского храма — и в Сиони, и в Метехи, и в монастыре Джвари, и в Светицховели — это всегда концентрированная устремленность в небо такой мощи и силы, что она просто не может не ощущаться физически: сквозь стены грузинских соборов всегда прорастает Древо Жизни и Познания, виноградная лоза и гранат, и они, как Феникс, всегда восстают из пепла и тьмы.
И, конечно, чистая радость — услышать грузинский церковный распев во время службы: его полифония по-настоящему божественна.
No comments :
Post a Comment