Выставка «Сады: от Моне до Матисса» в Royal Academy of Art была настолько полновесной, разнообразной и избыточной, что впервые за долгое время я устала от впечатлений. Сделано все с необыкновенной дотошностью (это подметил еще Джонатан Джонс в рецензии на открытие), и работа была проведена грандиозная, поскольку собраны полотна по теме не только из крупных и известных музеев — д'Орсе, Лувра и ГМИИ Пушкина, но и из локальных коллекций (как ни странно, преимущественно американских — Оклахома, Вирджиния), и из частных собраний — однако ж слишком много. Слишком ярко. Слишком большое число художников — упрек, может, и странный, но, если вдуматься, вполне оправданный: попробуй посозерцать дикие и облагороженные сады в поместьях, поместьицах, деревеньках на севере (Германия, Дания) и юге (Италия, Испания) глазами Ренуара и Клее, Моне и Климта, Писарро и Кандинского, когда георгины одного смешиваются с лилиями и маками другого.
Нескольких часов оказалось мало: вышли из последнего зала (огромные панно с водяными лилиями Моне плавно вплыли в голову, смешав все бывшее в ней до этого до полной неразличимости) и долго еще не могли прийти в себя.
No comments :
Post a Comment