Рассказ Лавкрафта «Ночной океан» — едва ли не единственный неплохо переведенный на русский язык — был написан в 1936 г., когда Лавкрафт был уже тяжело болен (у него был диагностирован рак желудка, от которого он и умер спустя год). Считается, что этот рассказ написан в соавторстве с Робертом Барлоу, поэтом-авангардистом, но лавкрафтовский биограф Джоши предполагает, что сюжет «Ночного океана» был придуман Лавкрафтом и Барлоу совместно, однако впоследствии Лавкрафт так увлекся работой над рассказом, что полностью переписал его.
«Ночной океан» — совершенно особенная вещь: в нем знаменитый лавкрафтовский принцип рефлексивного и суггестивного бездействия перед лицом серьезных потрясений доведен до совершенства. Сюжет его прост и неоригинален: молодой архитектор приезжает на океанское побережье отдохнуть после напряженной и изматывающей работы над сложным проектом, снимает небольшой дом на отмели, довольно далеко от рыбацкого поселка, куда ходит только за провизией и газетами. В сущности, это все. В рассказе нет любимых автором древних оживших божеств неизъяснимого могущества, нет переходов в другое измерение, нет ничего, что делало бы его похожим на фантастическую историю (готическую — и то с большой натяжкой). И при этом «Ночной океан» захватывает так, что невозможно оторваться, как если бы вам вдруг попалось в руки продолжение «Песен Мальдорора». В рассказе два действующих лица — главный герой и океан, но и это не делает его сказочным. Удивительно повествование — оно монотонное и гипнотическое одновременно: автор совершает длительные прогулки по отмели до позднего вечера, вглядываясь в темную пустоту океана, и наблюдает иногда блуждающие огни, заставляющие его вспоминать рассказы о русалках и странных существах, которые иногда выходят на берег, чтобы позвать за собой одинокого человека. Читателю кажется, что сейчас герой встретится с жителями Иннсмута или Дагона, но ничего этого не происходит, потому что все происходящее — это размышления уставшего от работы и от искусства художника, о котором мы знаем, что он талантлив. Горящие огни, видимые на черной водной поверхности, описываются супрематически или экспрессионистски — две резко очерченные поверхности вдруг сплавляются, перетекают одна в другую (во время бури), и герой превращается в точку отсчета между двумя плоскостями, ожидая, что сгинет в океанской пучине: как и в случае с безымянным героем из повести Леонида Андреева «Он», с ним только сон и тоска.
Мне снова кажется, что Бергман в его последние годы жизни на Форе со своим постоянным оператором Нюквистом смог бы снять идеальную черно-белую экранизацию этой лавкрафтовской вещи, и архитектора бы снова сыграл молодой Макс фон Зюдов, который бы только смотрел на плавно шипящий океан и молчал.
No comments :
Post a Comment