Tuesday 19 January 2016

Последняя статья Андерсона для LRB

Прочла сегодня в LRB последнюю опубликованную статью Бенедикта Андерсона (я запостила подборку его работ для LRB тут), и вот этот отрывок показался самым интересным*:
«Воображаемые сообщества»* создавались в более широких полемических рамках, чем «Распад Британии»**. Первой целью стал евроцентризм, который я стал рассматривать сквозь призму предположений о том, что национализм родился в Европе и затем распространился в подобных себе формах по всему миру. Мне было ясно, что националистические движения имеют исторические корни в Северной и Южной Америке, а также на Гаити, и они не могут иметь этническую или языковую подоплеку. Второй целью стали марксизм и либерализм. Наирн справедливо возражал, что этот вид марксизма [либеральный — прим. мое] в значительной степени обошел национализм, однако Наирн был не в состоянии объяснить его огромную всемирно-историческую власть. Собственно, он и не пытался предложить марксистское решение проблемы [национализма — прим. мое]. Я пришел к убеждению, что решение стало бы возможным, если бы можно было учесть огромное количество отпечатанных в Европе книг, начиная с XVI в.
Все-таки Андерсона следовало бы начать изучать еще в школе, и уж само собой — в университете.

__________________________
* Перевод мой.
**Известная монография Андерсона, впервые опубликованная в 1982 г.
***“The Break-up of Britain” — книга шотландского политолога Тома Наирна, изданная в 1977 г.

No comments :

Post a Comment