Так вышло, что познакомилась я с Мандельштамом уже довольно поздно для филолога, примерно в конце первого курса университета, и были это не стихи, а "Египетская марка". То есть, конечно, стихи попадались и до этого, но почему-то оставляли равнодушной — наверное, потому, что в голове все было занято Блоком.
А тут вдруг в местном книжном попалась в руки плохо изданная маленькая книжечка с названием «Египетская марка», я открыла страницы наугад, а там было:
Но как оторваться от тебя, милый Египет вещей? Наглядная вечность столовой, спальни, кабинета. Чем загладить свою вину? Хочешь Валгаллу: Кокоревские склады. Туда на хранение! Уже артельщики, приплясывая в ужасе, поднимают кабинетный рояль миньон, как черный лакированный метеор, упавший с неба. Рогожи стелются как ризы. Трюмо плывет боком по лестнице, маневрируя на площадках во весь свой пальмовый рост.
Это было о распаде тех самых привычных блоковских уютов и разгроме старого мира милых сердцу предметов. Книгу я купила и прочла в тот же день. Потом уже пришла и любовь к стихам — помню, что «Скрипачка» выучилось наизусть сама собой, без каких-либо специальная усилий с моей стороны:
Девчонка, выскочка, гордячка,
Чей звук широк, как Енисей, —
Утешь меня игрой своей:
На голове твоей, полячка,
Марины Мнишек холм кудрей,
Смычок твой мнителен, скрипачка.
Я редко читаю Мандельштама. Но так выходит, что, если начинаю читать, больше не могу делать ничего другого. С днем рождения его.
No comments :
Post a Comment