Sunday 12 October 2014

Effie Gray

“Эффи Грей” — фильм, замечательный во многих отношениях: во-первых, потому, что автором сценария в нем выступила великолепная умница Эмма Томпсон, во-вторых, потому, что снят он был в естественных декорациях шотландских вересковых пустошей и прозрачных озёр, живописных окрестностей Лондона и полуреальной Венеции.
Честно говоря, я была настроена по отношению к премьере скептически (даже несмотря на Томпсон-сценариста) — я совсем ничего не знаю о молодых голливудских дебютантках, к которым относится и исполнительница главной роли Дакота Фаннинг (не смотрела с ней ни одного фильма), однако же мой скептицизм был посрамлен с первых же минут начала картины.
...Конечно же, всем знакома история несчастного брака писателя и арт-критика Рескина и его воспитанницы Эффи Грей — по сути, это и есть квинтэссенция позднего викторианства с его культом изысканной и строгой поэтической красоты и тоталитарной морали, подчас принимающей и вот такие гротескные и уродливые формы (неестественное воздержание в течение нескольких лет, потом болезненный финал и скандал в обществе). Культурный феномен “девушки-жены” и вынужденного девства в семейных отношениях стар как мир, но именно в случае с викторианкой Эффи Грей он выглядит трагической нелепостью, и фильм доносит это до зрителя с безукоризненным правдоподобием.
Фаннинг, несмотря на молодость, убедительна: глядя на ее хрупкость и уязвимость, зритель, в то же время, чувствует и её внутреннюю силу и решительность, и отвагу, и очень зрелое, не по возрасту, отчаяние — её отвергли, ею жестоко и цинично пренебрегли, ей постоянно указывают на её место (ничтожно-малое), давая понять, что она никто и вся её жизнь должна быть полностью подчинена нуждам мужа-гения, а она сопротивляется, вначале молчаливо, а потом и открыто, в голос, и ставит на карту свое внешне благополучное существование, потому что хочет остановить это тихое умирание среди изящных интерьеров и безупречных (до неестественности) манер — и останавливает, и рвет, и бежит, не успев превратиться в Эмму Бовари или Терезу Ракен, а зритель сопереживает ей и, даже зная, чем все кончится, желает ей сделать этот рывок, и в каком-то смысле делает его вместе с ней, — и это тоже можно записать в заслуги режиссера, автора сценария и актерского состава.
Отдельное удовольствие фильма — необыкновенной красоты английский язык, на котором говорят практически все герои — со старомодным полураскатистым “р”, переливистыми дифтонгами и бесконечными гласными (при этом не верится, что Фаннинг — американка), а еще музыка, органично темперирующая кинематографическое пространство.
И — да, рекомендую всем. Посмотрите — не пожалеете.

No comments :

Post a Comment