Wednesday 13 May 2020

Хроники самоизоляции: мемуарное-архивное

Я видела Жоржа Нива лишь однажды, у Моники и Лены в Музее-квартире Андрея Белого, во время большой конференции, приуроченной к юбилею Белого в 2005 году. Его приезды в РГАЛИ я уже не застала — это было задолго до моей работы там, но читать о его посещениях очень любопытно. «У черта на куличках» будем считать экфрасисом преодоления. *смайл*
«Но я и сам немного поработал в архиве в Москве, в РГАЛИ. Это было у черта на куличках. Я там частично видел архив Андрея Белого. Мне удалось увидеть много документов благодаря Илье Зильберштейну, потому что он, как я потом узнал, был женат на директоре РГАЛИ, Наталье Борисовне Волковой. Она была чрезвычайно строгая. Мне про это не говорили ничего. Я зашел в запретный коридор, где был служебный каталог, не предназначенный для посетителей. В служебном каталоге я увидел то, что искал. И попросил мне это принести, и случился даже небольшой скандал: «Вы не имеете права» — и так далее. Тогда-то меня и пригласил к себе Зильберштейн. Почему-то он питал ко мне дружеское расположение, попросил меня участвовать в четвертом томе «Литературного наследства» — написать обзор «Александр Блок во Франции», то есть о путешествии Блока по Франции, о его письмах из Франции и о восприятии его во Франции. И тут вдруг он меня пригласил к себе, и там эта дама говорит, что у них была свадьба публичного архива с частным — потому что у самого Зильберштейна была масса документов, он один из основателей Музея частных архивов. И вот мы с ней встретились, и она очень ко мне изменилась, стала очень любезна. Зильберштейн меня спрашивает: «Жорж, скажите, вам хорошо в РГАЛИ работается?» Я так застенчиво говорю: «Да, прекрасно, но знаете, мне не все документы дают». На другой день на моем столе лежали двадцать томов — настолько изменилось отношение ко мне». ©

No comments :

Post a Comment