Saturday 9 May 2020

День Победы

Каждый год я делаю пост с этими фотографиями моих самых дорогих и любимых. Фотографии всегда одни и те же, и других, новых, уже никогда не будет: никого из них не осталось в живых.
Бабушка застала войну подростком в Архангельске: город страшно бомбили в 1942-43 гг. Там базировалась знаменитая Беломорская флотилия, и через Архангельский порт в страну шли военные грузы и поступала стратегическая помощь от «арктических конвоев» стран-союзников, Великобритании и США. Я выросла с бабушкиными рассказами о том, как они тушили бомбы-зажигалки на крышах домов — так же, как это делали ленинградцы и жители других осажденных городов. Говорила: мы старались не думать, что они взорвутся, просто не думать об этом.
Еще бабушка вспоминала, как с американских кораблей сходили на набережную Северной Двины американские моряки: часто это были молодые чернокожие люди, которые раздавали маленьким детям продукты — в основном, тушенку. Дети очень стеснялись, а черные эти ребята их уговаривали знаками — бери-бери, пригодится.
В конце войны бабушка заболела дистрофией, и в июне 1945 она и несколько ее подруг были направлены на курсы Осоавиахима, где и были сделаны эти фото в военной форме.



Бабушкин старший брат Витя в 1941 ушел с завода Красная Кузница на войну и погиб в сражении под Псковом 26 ноября 1942 г. Похоронен в братской могиле под деревней Наумцево Новосокольнического района г .Пскова. Ему было 19 лет.


Дедушка ходил на призывной пункт с самого первого момента объявления войны, но его, как высококвалифицированного специалиста, отправили на Урал, на оборонный завод, где он и работал в две смены, без выходных и с редкими перерывами на сон.


Для них, моих стариков, 9 Мая был особенным днем: я теперь думаю, что понимание сакральности праздника мной усвоилось очень рано, как и то, что это единственное торжество, в котором счастье и ликование неотделимо от скорби. Аромат сирени и ландышей, парад, праздничный стол, за которым пили за победу и за павших не чокаясь, военные фильмы «Был месяц май», «Женя, Женечка и Катюша», нежно зацветающая за балконом балка, на которую молча смотрели мои старики в минуту молчания — это часть меня, которая уже никуда не уйдет и исчезнет только вместе со мной.


А пока что она жива, как и память о них, моих ангелах. Светлая им память и Царствие Небесное.
С Днем Победы, друзья!

No comments :

Post a Comment