Sunday 24 May 2020

Хроники самоизоляции: к 80-летию Бродского

Ровно четыре года назад, в мае 2016, я выступала в Университете Центрального Ланкашира (UCLan) в Престоне на конференции “A Culture of Discontinuity? Russian Cultural Debates in Historical Perspective”, организованной замечательной Олей Табачниковой, которая руководит там Центром изучения русского языка и литературы (сейчас: The Vladimir Vysotsky Centre for Russian Studies).
Конференция шла своим ходом (мой собственный доклад был посвящен грустной арлекинности набоковского Пнина), и после нашей секции состоялась презентация только что вышедшей тогда книги В.П. Полухиной «Из не забывших меня. Иосифу Бродскому: In Memoriam». Мне посчастливилось познакомиться с самой Валентиной Платоновной сразу же после ее выступления, и фундаментальный труд с ее инскриптом теперь хранится в моей библиотеке.



Любителям и почитателям творчества Бродского не нужно объяснять, кто такая Валентина Полухина: Emeritus Professor Килского университета, она познакомилась с ним еще в середине 70-х в Лондоне, и это знакомство, переросшее в дружбу, стало отправной точкой не только для ее исследований поэзии Бродского, но и для популяризации его наследия здесь, в Англии (см., например, “Joseph Brodsky: A Poet for our Time”, Cambridge University Press, 1989).
«Из не забывших меня» — венок посвящений Бродскому, изданный к его 75-летнему юбилею. В предисловии к изданию Валентина Платоновна, в частности, пишет:
«Это собрание — не поединок в складывании слов и не пение за упокой. Это своего рода приношение поэтов Поэту. Количество приношений говорит о масштабе любви и уважения к адресату. В некоторых стихах выражены сложные отношения авторов с Бродским, вплоть до неприятия и отталкивания. Будучи филологом, я была обязана поднятьcя над схваткой, включив в Антологию стихи как доброжелателей, так и недругов Бродского».
Нет лучшего признания для поэта, чем непрекращающийся живой диалог с ним и о нем, в котором есть место и ярости, и готовности к несогласию, и, конечно же, любви — и прежде всего, ей, которая, как известно, может быть и в ярости, и в несогласии.
С днем рождения поэта нас всех.

No comments :

Post a Comment