Wednesday 16 April 2014

Викторианские семейные альбомы и Роберта Макинтош

Давно уже хотела запостить архивное сокровище, найденное еще месяц назад, но из-за конференции и оффлайна с гостями откладывала это дело в долгий ящик. И вот, наконец, время пришло.

Итак, недавно я по какой-то надобности серфила по университетским сайтам Англии и Шотландии, пока не добралась до Сент Эндрюс и его специального архива виртуальных коллекций, который, как и многие сетевые музейные и архивные собрания, сделан на вордпрессовском движке хоть я и не хочу рекламировать конкурентов, ну да ладно уж.
Первый же клик принес невероятное, а именно — иллюстрации из семейного альбома семьи Макинтош. И тут же была короткая биография членов семьи: меня заинтересовала младшая, художница Роберта.
Сам альбом выглядит вполне традиционно — по крайней мере, внешне: он помещен в темно-бордовый кожаный переплет, и в его содержимое входят карандашные наброски и акварели, в большинстве своем выполненные рукой Роберты Макинтош в середине 1860-х, ее собственные стихи и шуточные стихотворения, написанные другими членами семьи, семейные портреты, карикатуры, открытки с местными видами, а также — что особенно интересно, — естественнонаучные зарисовки, очень в духе викторианской эпохи (мне сразу вспомнилась прошлогодняя поездка в Маргейт и тамошняя музейная экспозиция).
Портрет Роберты:

Поэма, посвященная Роберте:



Создания играют в крокет, 1867 г.:




Все, что нам сейчас известно о семье Макинтош — то, что они были  хорошо известны в городе как уважаемые и состоятельные подрядчики и строители, а также прихожане Конгрегационной церкви на Белл стрит и “сторонники умеренности и воздержания” звучит очень сурово по-шотландски и вполне пуритански. В семье было шестеро детей, все они получили хорошее образование сперва в начальной школе Miss Brown’s Infant School, а позже в Мадрас колледже. Их отец Джон, строитель по профессии, настоял на том, чтобы все дети с детства обучались живописи и основам рисунка.

Портрет Джона Макинтоша, выполненный его дочерью Робертой:




Члены семьи коллекционировали минералы из бухты Спиндл Рок близ Сент Эндрюс (рисунок Роберты):


Здесь доктор Уильям Кармайкл Макинтош работает над исследованием, которое в конечном итоге принесет ему должность заведующего кафедрой естественной истории в университете Сент Эндрюс (1886 — 1917)
(слева альбуминовая печать 1865 г., справа — акварель, автор не установлен):




Единственный сын Джона Макинтоша, Уильям Кармайкл Макинтош, посещал занятия в университете Сент Эндрюс, но затем отправился в Эдинбург, чтобы продолжить свое обучение на медицинском факультете в местном университете. Он работал в должности врача-психиатра в Пертшире и одновременно занимался научной работой и публиковал статьи о морских беспозвоночных. Впоследствии Макинтош получил место заведующего кафедрой естественной истории университета Сент-Эндрюс, которую он и возглавлял с 1882 по 1917 гг., являясь также директором как Морской лаборатории Гатти и университетского музея естественной истории Белл Петтигрю (да-да, Питер Петтигрю у Роулинг назван так не случайно). 
Одна из сестер Макинтош, Агнес, так и не вышла замуж и стала домоправительницей у прославленного брата-холостяка (не знаю почему, но здесь мне вспомнились герои А. Кристи из ее знаменитого романа “Убийство Роджера Эйкройда”). Агнес была известна как страстная почитательница всякого разного рукоделия: особенно ей нравилось мастерить альбомы и заполнять их не только фотографиями и рисунками (а рисовала она, как и все ее братья и сестры, отлично), но и газетными вырезками, и письмами, автографами, ресторанными меню и разным прочим (сделаю оговорку: альбом, иллюстрации из которого выложены, принадлежит не Агнес, а Роберте, младшей сестре).

Поэма об Агнес, иллюстрированная Робертой Макинтош:



“Ночь”, текст и рисунки Роберты Макинтош:



“Гвоздики” Роберты Макинтош:



Письмо Агнес Макинтош племяннику, описывающее содержимое альбома:




Итак, Роберта Макинтош (1843 — 1869) была младшим ребенком в семье — и талантливым художником. Именно она иллюстрировала естественнонаучные штудии своего старшего брата. Иллюстрации морских беспозвоночных, выполненные Робертой, позже вошли в “Монографию британских морских кольчатых червей”, изданную в 4-х томах (Лондон, 1873 — 1923) и в его лекционный курс. В одном из альбомов Агнес назвала Роберту “чудесным созданием, чья кисть была удивительно деликатна”.

Карикатура Роберты Макинтош, изображающая профессора Рэмсея Хитли Треквора, обнаружившего ископаемые останки рыб в Дура Ден да, мне тоже нравится название в 1861 г.:



Источником вдохновения для Роберты могло служить все что угодно, однако это всегда было уникальное сочетание реального и воображаемого.

Карандашный набросок “Сцена в горах”, выполненный Робертой Макинтош:




Свадебное объявление в газете и поэма, написанная предположительно по случаю смерти Роберты в 1869 г.:



К сожалению, жизнь Роберты была очень короткой: в 1868 г. она вышла замуж за натуралиста Альберта Гюнтера и покинула Сент Эндрюс, переехав с мужем в Лондон, а в 1869 г. скоропостижно скончалась сразу вскоре рождения сына. Сын вырос и стал первым куратором музея Истории Науки в Оксфорде. 
Огромная коллекция рукописей семьи Макинтов была передана университету Сент-Эндрюс в середине 1970-х гг., и в том числе были и альбомы Агнес, и семейный альбом Роберты.
От себя лишь добавлю, что и альбом, и рисунки для меня воплощают викторианскую идею в чистом виде — тут и искусство познания, и искусство в познании, и искусство как познание.

No comments :

Post a Comment