Tuesday 8 November 2022

“Don’t Look Up” (Netflix, 2021)

У меня, наконец-то, дошли руки до “Don’t Look Up” – как раз, когда о нем уже практически забыли (как мы помним из сетевой классики, интернет-баталии по любому, даже самому существенному эстетическому поводу, живут не дольше бабочки-капустницы).
Рассуждать на тему, удачная ли это сатира и постмодерная антиутопия, скучно: не хуже и не лучше любых других, произведенных в Голливуде* за последние пятьдесят лет – все с теми же неизменными актерскими амплуа (безумный профессор, жалкий в начале, настоящий герой™ в конце; умная инженю – в нынешнем качестве обязательно с отсутствием базовых социальных навыков; политики – прожженные циники, вместилище всех возможных пороков, потому что «власть вас обязательно обманет»; шлюховатые селебрити, чье занудное блядство – пустяк в сравнении с выученной идиотией и т. д.), отсылками и к “Being there”, и “Wag the Dog” (за это, впрочем, спасибо), с навязчивыми микродозами сентиментальности в конце (левак-антифа, внезапно превращенный в доброго самаритянина и единственного вспомнившего трапезную молитву перед апокалипсисом) и проч., и проч., и проч.
Отвлечься от мысли, что авторский коллектив клепает агитку против клаймет чендж и «последствий пандемии», трудно, но возможно: в конце концов, как мы помним из университетского курса современной философии, постирония способна перемудрить и самое себя (удачно или нет, другой вопрос). Интересно другое: в фильме неплохо показан стремительный распад с последующей деградацией того, что в западном сознании принято называть «общественным договором», когда принцип “noli me tangere” нарушается без соблюдения всех возможных формальных приличий, и сохранение социально приемлемой маски больше не самоценность. Мерло-понтиевская идея «философии прошлого», которая продолжает функционировать в качестве «фрагментов конечной системы», полностью уничтожается, и в таком случае совсем не удивительно, что одряхлевший мир, пусть и с симпатичными картинками флоры и фауны (здесь авторы, по-моему, перебрали со слащавостью) катится в тартарары.
Что до омерзительности главгероев, то самым тошнотворным, конечно же, выведен миллиардер-нерд, гик и невротический кинестетик в исполнении Марка Райлэнса – очень убедительное получилось буэ, что и говорить; надеюсь (спойлер), что появившиеся в конце наспех нарисованные в фотошопе разноцветные археоптериксы с новой экзо-планеты оставят его на десерт.
_________________________________
* Не только там, конечно, но все же голливудский масштаб превзойти сложно: в конце концов, у кого еще есть ресурс на оплату райдера знаменитостей, да чтоб еще и саунд-режа с инженерами по CGI не обидеть – китайские дорамы в этом смысле все же пока еще продукт слишком нишевый.

No comments :

Post a Comment