Wednesday 21 April 2021

Хорошая публикация в Горьком о Борисе Грифцове. Интересующихся им также отсылаю к ф. 2171 и к ф. 941 (ГАХН) в РГАЛИ. Грифцов как литературовед-теоретик был незаслуженно забыт (многие еще помнят его как лексикографа и автора монографий о Бальзаке), хотя данное им толкование романа как жанра, который на его глазах не просто трансформировался, а преодолевался, превращаясь в деривативы (не-роман, псевдо-роман, анти-роман, метароман etc.), опеределило примерно все литературные стратегии не только ХХ, но и ХХІ вв.
«Грифцов отмечает следующую тенденцию в развитии романа. Если в романах прежних эпох герои оставались неизменными и действие развивалось за счет внешних событий, то со временем «весь психический аппарат оказывается подвижным, разрываемым борьбой в самый тихий и непримечательный момент своей жизни». Первым такой способ построения сюжета начал использовать Пруст, и именно по этому пути, считает Грифцов, предстоит пойти современному роману. Грифцов высоко оценивает «В поисках утраченного времени» и возражает тем, кто считает это произведения всего лишь беллетризированными мемуарами. У Пруста «получается двойная контроверса: не только герои вступают в борьбу и спор между собой, но и восприятие этого спора также изменчиво и полно своей собственной борьбы».
Указание на риторическую природу романа приводит Грифцова к выводу о его этической проблематичности. Роман стремится создать иллюзию правдивости, но даже если он заимствует сюжеты и персонажей из реальной жизни, то неизменно искажает их...». ©

No comments :

Post a Comment