Tuesday 23 February 2016

Задумчивое-околонаучное

Пожалуй, мне нужно будет как-то переломить уже сложившуюся традицию и начать расшаривать статьи об академии и околоакадемических вопросах не только на фейсбуке (где я, собственно, и веду все дискуссии на эту тему), но и здесь, а то жаль, что очень много существенного, интересного и нужного пропадает там без следа (концов уж точно не найдешь, и это раздражает). Тема эта для меня, как для независимого исследователя, формально не прикрепленного ни к одному научному учреждению официально, весьма животрепещущая. Как выясняется, нас таких — людей, которые хотят и занимаются наукой профессионально, однако в силу разных обстоятельств делают это автономно — огромное количество. Тут сразу следует отметить, что ситуация с академической работой в Европе и Штатах гораздо более острая и в каком-то смысле даже более экзистенциальная, чем в странах бСССР (где традиционно хуже за все платят) в силу разных причин, и главные — невозможность вписаться в сложившуюся парадигму и соответствовать ее высоким стандартам (в первую очередь, это касается количества научных публикаций, индексов цитирования, преподавания и издания монографий — коллективных и персональных).
Именно поэтому у западных ученых кризисы идентификации, вопросы собственной профессиональной состоятельности на поверку оказываются куда более ярко выраженными, чем у их коллег на постсоветском пространстве (в нашей высшей школе система краткосрочных контрактов, заключаемых с научными сотрудникам и профессорско-преподавательским составом, до сих пор еще не формализована: хорошо это или плохо, отдельный долгий разговор, и речь сейчас не об этом). Поскольку я вышла из одной системы и пытаюсь вписаться в другую, находясь на перепутье, то могу судить о них обеих, находясь на достаточной дистанции для того, чтобы сохранить объективность. И вот статья на независимом ресурсе (включая и блог автора) makewritelearn.com под названием “A Letter to My Younger Self About Dealing with Rejection in Academia” (можно перевести как «Письмо молодому мне о том, как справляться с отказами в академии») меня очень зацепила, а в особенности вот этот абзац:
Here’s the thing: academia is all about rejection. No one ever tells you that before you make it to graduate school. From the outside, all you ever see is the cutting-edge interaction technique, clever algorithm or insightful study that wins awards, is picked up by the press, or gets cited a thousand times. And from the inside, all you ever see is tweets and Facebook posts about how everyone else is winning awards, being featured by the press, or getting cited a thousand times. But the truth is that lying in shadow of each of those amazing accomplishments is the crushed dreams of a thousand baby graduate students.
(Дело вот в чем: все, что происходит в академии, построено на отказах. Никто, конечно, вам об этом не скажет, пока вы будете учиться в университете. Все, что вы будете видеть снаружи — это идеальный баланс взаимодействия самых умных алгоритмов и блестящего исследования, которое получает самые высокие награды, на все лады обсуждается в прессе и цитируется тысячи раз. Ну а все увиденное изнутри — твиты и посты в фейсбуке — все это, опять-таки, будет о том, как кто-то выиграл очередную награду, был отмечен в медиа и цитировался на все лады тысячи раз. Однако же истинная правда состоит в том, что на всех этих великолепных достижениях лежит тень от разбитых надежд тысяч юных неприкаянных студентов академии).
По-моему, лучше и не скажешь. За успех одного блестящего авторитетного ученого расплачиваются научными карьерами десятки и сотни неудачников, и твоя задача — не попасть в их число, не выпасть из обоймы, не выбывать из гонки и во что бы то ни стало продолжать соревнования. А вот как это сделать — решать одному только тебе.

No comments :

Post a Comment