Monday 19 October 2015

Html-ностальгическое

Искала сейчас в компе одну старую статью и наткнулась на сохраненную html-страницу, сделанную 5 октября 1998 г. Ну, правильно: это и есть дата моего самого первого выхода в инет с университетского компа. Я тогда работала ассистентом (по сути, секретарем) на своей кафедре русской литературы в ЗГУ (работа была ужасно скучной и монотонной) и тогда же готовилась к поступлению в очную аспирантуру. Как позже выяснилось, мест на нашем факультете не нашлось, и мне пришлось стать заочником-соискателем, но это уже совсем другая история. Так вот, периодически я распечатывала документы и составляла в Excel всякие отчеты кафедральной работы в нашем «компьютерном кабинете» (маленькой комнатке: как сейчас помню, располагалась она на третьем этаже нашего корпуса, где тогда были основные аудитории факультета романо-германской филологии), учась набору и сохранению компьютерной инфы стихийно, потому что сроки вечно поджимали. Помню, что за несколько месяцев секретарско-ассистентской работы я уже довольно быстро и сносно печатала (правда, одним пальцем, так как времени ходить на компьютерные курсы, равно как и на курсы скоростной печати, у меня не было) и овладела самыми элементарными навыками, вроде сохранения-распечатки вордовских и экселевских файлов. Вместе со мной там трудилось несколько преподавателей как раз с кафедр немецкой и французской филологии, которые набирали (многие делали это так же, как и я, одним-двумя пальцами) на университетских компах свои докторские (иметь дома свой компьютер в конце 90-х в Запорожье было все-таки непозволительной роскошью), техподдержку всего этого дела осуществлял хмурый юноша в зеленым свитере, который учился в соседнем с нашим универе (машиностроительном), а у нас просто подрабатывал. Звали его Володей. Еще там была странноватая девушка (кажется, она была аспиранткой с английской кафедры), которая всегда сидела за одним и тем же компом, периодически громко вскрикивая что-то вроде: «Ну что ты гонишь, я же тебе все вчера отправила», и этот комп по умолчанию считался ее собственностью; я сидела позади нее и смутно видела из-за ее плеча экран: мне казалось, что по нему сверху вниз ползут строчки в каком-то хаотичном порядке, но что именно это было, я спросить стеснялась, потому что знакомы мы не были, а девушка ни с кем, кроме техподдержки Володи, не общалась.
Я уже давно обратила внимание на значок «е» с лентой в правом нижнем углу компа, за которым преимущественно сидела: от друзей я уже была наслышана — правда, весьма поверхностно — об Интернете, который фигурировал в разговорах под вычурным названием «глобальная сеть», и мне ужасно хотелось узнать, как эта самая сеть работает. Очень долго я стеснялась спросить в кабинете разрешения на попытку «войти в сеть» (или как там это называется?), но все не решалась, пока, наконец, как-то набралась храбрости и попросила техподдержку Володю показать мне, как же, собственно, работает Интернет. Володя, рассеянно отвлекшись от своего компа, подошел ко мне, где-то кликнул мышью, я услышала какое-то шуршание, а через минуту (или раньше?) буква «е» с лентой ожила и задвигалась, превратившись во вращающийся глобус.
— Ну, короче, вон строка поиска, кликаешь на нее, потом переходишь на страницу, когда там появляется рука с указательным пальцем, снова нажимаешь и переходишь на другую страницу — так ты ищешь, что тебе там надо, — коротко проинструктировал меня Володя и вернулся за свой комп.
Он нажал на какую-то страницу, она открылась, и я увидела слово Yahoo и еще что-то, написанное по-английски.
— То есть, это я что, могу так и всякие западные университеты найти с их библиотеками? — Я была ошарашена.
— Ну да, — голос Володи звучал недовольно. — Ну, пробуй. Пиши, что тебе там надо, а дальше делай, как я сказал.
Я сидела в раздумьях. В голову пришла относительно-идиотская мысль: а что если я вот, к примеру, захочу узнать, где там есть информация по Ницше? Мне же все равно понадобится для диссертации. Сказано-сделано. Одним пальцем я вбила в прямоугольник со словом search имя Nietzsche. Нажала на прямоугольник рядом, как показал Володя. Экран вздрогнул, и через несколько секунд у меня перед глазами возникли выделенные синим строчки с именем Ницше. Я неуверенно подвела курсор к самой верхней из них, и после того, как курсор превратился в руку с указательным пальцем, нажала — и очутилась на странице, где сверху было написано «Stanford Encyclopedia of Philosophy». Там я увидела биографию Ницше на английском.
Неважно, что я слышала об Интернете до этого: я была потрясена. Это что, за какое-то мгновение я, получается, попала в Америку, что ли?
— Тебе страницу сохранить? — спросил меня Володя, ухмыляясь (как оказалось, он наблюдал за моими действиями со своего места).
Я молча кивнула.
Вот так эта страница и сохранилась — и вот уже 17 лет лежит в моих самых старых папках.
Да, я в курсе, что многие начали гораздо раньше, и у людей уже было ФИДО, но для меня в том далеком уже 1998 году тот первый заход в инет все равно был и остается чудом.

No comments :

Post a Comment