И снова потеря.
Т.Ф. Нешумова у себя в жж запостила сообщение Е.Б. Коркиной о том, что умер Сергей Викторович Шумихин. В это просто невозможно поверить, и я до сих пор не верю.
Я отлично помню, когда впервые увидела его фамилию — это было в начале 90-х, я только что купила в ближайшем книжном первые четыре книги 92 тома “Литнаследства”, посвященного Александру Блоку, и С.В. Шумихин был автором нескольких важных публикаций там. Потом были, конечно же, “Встречи с прошлым”, где он тоже регулярно публиковался как авторитетный ученый-текстолог, филолог и архивист, работавший в ЦГАЛИ/РГАЛИ. В начале 2000-х я и сама пришла в РГАЛИ на работу — вначале в читальный зал, и одним из первых сотрудников, кого я встретила, был как раз Сергей Викторович. Он казался немного нелюдимым, но был всегда отменно вежлив. Для меня сразу стало очевидно, что он был поглощен работой — в его “третьей комнате” в РГАЛИ на столе всегда лежали рукописи, корректуры, правка. Я терпеть не могу пафос и штампы, но именно в его случае и можно говорить о том, что он жил работой, которая были и смыслом, и движущей силой его жизни. Складывалось впечатление, что он редко обращал внимание на любые внешние события: суета плохо увязывалась со всем его обликом. Его неспешность была какой-то нездешней, старинной. Я не знаю о причинах его ухода из архива — кажется, затем он работал в “Нашем наследии”, но я могу ошибаться.
Мир и правда меняется со смертью таких людей, как Шумихин — принципиальных, профессиональных, суховатых и сдержанных. Настоящих архивистов.
Мир и вообще меняется не в лучшую сторону.
No comments :
Post a Comment