Tuesday 17 December 2013

О краткости

Черт! Умри, лучше не скажешь!..
Или  вот еще пример. Читаю я, как один французский классик описывает мысли и ощущения человека, приговоренного к смертной казни. Громко, сильно, блестяще описывает,  а  я  читаю и...  ну,  никакого  впечатления:  ни волнения,  ни возмущения — одна скука. Но  вот на днях попадается мне короткая хроникерская заметка о  том,  как где-то  во Франции казнили  убийцу. Прокурор,  который присутствовал при  последнем туалете преступника,  видит, что  тот надевает башмаки  на  босу  ногу,  и — болван! — напоминает:  “А  чулки-то?”  А тот посмотрел на него и говорит так  раздумчиво: “Стоит ли?” Понимаете:  эти две коротеньких реплики меня как камнем по черепу!
И ведь правда: читала в юности этого самого французского классика (описывается, ясное дело, Гюго и его “Последний день приговоренного к смертной казни”), и всю дорогу меня разбирало такое лихорадочное любопытство: а как закончит-то? Чем закончит? Закончил Гюго вполне тривиально (“Ч е т ы р е   ч а с а”), но я также отлично помню глухое раздражение от всех этих глубокомысленных внутренних диалогов, таких последовательных и связных, таких романтических, таких неправдоподобных, что от них сводило скулы. Все-таки многословие, пусть даже и романтическое (Гюго статус писателя-романтика, конечно, обязывал и, в общем, сильно сковывал, как теперь видится) — сущая беда.

No comments :

Post a Comment