Thursday 6 June 2013

Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет©


Сегодня, в день рождения Пушкина, я, в сущности, готова повторить то же, что писала в день его памяти: любовь к Пушкину не терпит безвкусного мельтешенья и панибратства, всех этих "Сан Сергеич" и проч. И дело здесь совсем не в пафосе, конечно. Я уверена, что Пушкин бы искренне посмеялся над вечной полудетской апелляцией к нему — безусловной глыбе и авторитету ("А работу за тебя кто, Пушкин сделает?"), оценил бы по достоинству робкие и стыдливые попытки какого-нибудь человека, от литературы бесконечно-далекого, вспомнить что-нибудь наизусть — хоть Лукоморье, хоть чудное мгновенье. Но, думаю, ему бы точно не понравилось, если бы его имя стали трепать по поводу и без, упоминая как бы "между прочим", кивая то на его "либерализм", то на его "западничество" (или, наоборот, "славянофильство"), превращая в пустую риторическую фигуру безо всякого внятного содержания. Так что, не стоит, право, и начинать.
Лучше вытащить из детской прапамяти: "Мама, а что такое "кабыябыла-царица?", лучше перечесть "Станционного смотрителя" и "Барышню-крестьянку", лучше, вслед за Набоковым, прочесть "Евгения Онегина" с лупой, выискивая всякие любопытные детали  (Пушкин был посредственным шахматистом и, наверное, проиграл бы Льву Толстому. Кстати, в его библиотеке хранилась прелестная книжица «Шахматная игра» (1824) Александра Петрова, прославленного мастера, с посвящением Пушкину, написанным рукою автора. У него также была книга Франсуа Андре Даникан Филидора «Анализ шахматной игры» (François A. D. Philidor, «Analyse du jeu des échecs», 1820), — лучше... да Бог его знает, что лучше.
Лучше всего, наверное, Пушкина просто читать. Для огромного внутреннего удовольствия и радости. Потому что он именно об этом.

No comments :

Post a Comment