Tuesday 21 June 2022

Почему Цой все-таки жив: неофициальное-юбилейное

В июле 1990 года я приехала в гости к отцу на мою малую родину, в Тикси, поселок за Полярным кругом в тогда еще советской Якутии, которая, впрочем, уже публично называлась местными интеллектуалами Республикой Саха.
Я очень волновалась перед поездкой: перелет из Запорожья в Москву был коротким, а вот из Москвы в Тикси он занимал шесть часов, и летела я одна, без бабушки. Мне было 14 с половиной; как и полагается всем подросткам, я была застенчивой, угрюмой и очень замкнутой, что, впрочем, нисколько не мешало мне хохотать до упаду в компании нескольких близких подруг, отпуская шутки разной степени идиотизма, и неловко дергаться за закрытыми дверями под многажды переписанные кассеты с «Депеш мод» и «Вояж-Вояж» Дезирель (естественно, при этом я воображала себя самым пластичным человеком на Земле: спасибо Ангелу Божественного Замедленья за мою блаженную неправоту).
Папа встретил меня в крошечном тиксинском аэропорту (по-моему обшитом вагонкой), и мы долго ехали на машине через болотисто-зеленую тундру с его коллегой за рулем. Вкусы коллеги были просты, как рев океана: из магнитолы весело подвывала певица позднего советского времени (и будущих челночных перегонов) Марина Журавлева:
Ах, черемуха бееелая,
Сколько бед ты надеееелала…
Мы с папой переглядывались и в какой-то момент, не выдержав, громко рассмеялись.
Папа жил на Проспекте Ленина на последнем этаже четырехэтажного дома, установленного на традиционных для Крайнего Севера сваях: отсюда ровно через два года его увезут с обширным инфарктом и спасут буквально в последний момент. А пока что он выделил мне маленькую комнату с видом на ближайший дом, за которым виднелась невысокая сопка, и я стала привыкать к новому режиму – белым полярным ночам, длинным прогулкам по тиксинской бухте в компании отца и его близкого друга Василия Федоровича, дяди Васи (Царствие ему Небесное): они варили уху из омуля и нельмы прямо на берегу, зачерпывая почти пресную воду из моря Лаптевых, и это была самая вкусная уха в моей жизни.
В тундре меня поедом ели комары, и отец принес с работы тяжеленную парку Columbia: они тогда только-только стали появляться у полярников. Я укутывалась в парку по самые уши, становясь похожей на брезентовое чучелко – отличную цель для альбатросного поносометанья, в парке было жарко, но зато она отлично защищала от гигантских тварей, похожих на жужжащие цеппелины; мы бродили по сопкам часами.
В один из дней (я училась готовить гречневую кашу, и она, само собой, убежала из кастрюли) папа принес записанную для меня кем-то из его сотрудников кассету с музыкой группы «Кино». Я, конечно, слышала о Цое, но ни поклонницей группы, ни вошедшего тогда в моду нугмановского фильма «Игла» не была.
Песен, еще не написанных, сколько?
Скажи, кукушка, пропой.
В городе мне жить или на выселках,
Камнем лежать или гореть звездой? Звездой…
…Я выучила все песни наизусть буквально за два-три дня. Папа уходил на работу, оставив мне ключи (официально он был в отпуске, но всегда находились дела, требовавшие его присутствия), но я так и сидела дома – дожидаясь его, смотрела в окно и тихонько пела вслед за Цоем:
Дом стоит, свет горит, из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?..
Так просто и точно петь о главном – графически-четком пейзаже и силуэте дома, который ты однажды покинешь навсегда, и о смутном ощущении тревоги и грусти от несделанного и несбывшегося (гриновский зов был воссоздан Цоем гораздо масштабнее и сильнее, чем все прочитанное и услышанное до этого) – больше это не удавалось тогда никому.
Моросящий дождь в стремительно холодеющем полярном пейзаже, многочасовой полет на вертолете с отцом, нерпа на осколке льдины в тиксинской бухте – вот что такое песни Цоя. Я вернулась домой 14 августа, а на следующий день, 15, в новостях было объявлено, что Цой погиб, разбившись в автокатастрофе.
Для меня же он навсегда остался в полярном августовском воздухе, где до сих пор в закоулках памяти скитаюсь и я сама.

No comments :

Post a Comment