Sunday, 12 February 2023

В. Ю. Абдрашитов (1945 — 2023)

Я всегда хотела показать Л. фильмы Миндадзе-Абдрашитова. В детстве, когда родители смотрели «Остановился поезд» и «Парад планет» не отрываясь, я думала, что их снял один человек, и его имя — Миндадзе-Абдрашитов. Собственно, в своих фильмах и они и стали этим самым одним творческим человеком, единицей кантианского измерения позднесоветского пространства. Если и был на свете режиссер, который по-пастернаковски оживлял и овеществлял метафизическую память, которая «рождалась из перебоев этих рядов, из разности их хода, из отставанья более косных и их нагроможденья позади, на глубоком горизонте воспоминанья», то это был он, один из дуэта — Абдрашитов.
Потому что «Остановился поезд» — это, конечно, не производственная драма про гибель машиниста и локомотивное депо, но воплощение платоновского метатекста о поезде, который шел, «гремя, мучаясь и напуская кошмары в костяные головы забывшихся людей»; «Парад планет» — постмодернистская история о сорокалетнем homo sacer, Навсикае, феаках, грехопадении, инициациях в разрушающемся социалистическом декоре и возрождении к новой (новой ли?) трудной жизни; «Плюмбум» — экспрессионистская антиутопия, стоящая всех урбанистских кошмаров, в которой задушенная совесть — такой же герой сюжета, как и молоденькая, прерафаэлитски-прекрасная Елена Яковлева.
Абдрашитов (вместе с Миндадзе; всегда с ним) был одним из самых сложных, ускользающих и многомерных художников известной нам реальности. Реальность эта исчезла, а сегодня умер и он, умевший ее передать. Как жаль. Только благодарная память в ответ.

No comments :

Post a Comment