Friday, 10 February 2023

Карлос Саура (1932 — 2023)

Нет, все-таки не могу, хочется написать.
Саура был огромной частью моей юности и молодости: мы смотрели «Выкорми ворона» с Сашей раза три — один раз поздним вечером по древнему Рен-тв (до того, как сам канал впал в нью-эйджерское безумие — год 1997? 98?): Саша тогда часто приезжал в гости из своей общаги ЗГУ, а потом вечером возвращался обратно — кажется, самой поздней электричкой, идущей до Запорожья-2.
Мы смотрели на маленькую Ану, у которой умерла от рака мать (сыгранная Джеральдиной Чаплин, любимицей Сауры) — ребенка, как будто бы навсегда заблудившегося в дебрях страшного горя и одиночества, угловатую замкнутую девочку, живущую в Мадриде переломной пост-франкистской эпохи, отвергающую все попытки сближения с красивой и нелепой мачехой и вечно раздраженным отцом (он, кажется, был бывшим военным?.. память уже подводит), и почему-то узнавали в ней, ее неловкости и неожиданных приступах нежности к сестрам и бабушке себя самих, немного выросших детях. Я мало знаю фильмов, которые бы так резонировали с моими чувствами и жизнью.
Саура прожил замечательно-долгую жизнь, успев, наверное, воплотить все или почти все задуманное. Но его уход — еще один обрыв связей с тем, детским, напряженным и очень счастливым прошлым.
Hoy en mi ventana brilla el sol
Y el corazón
Se pone triste contemplando la ciudad
Porque te vas.
— поется само, и хочется, как Ана, кружить в радостном, дурашливом и важном танце самого близкого. Спасибо Сауре. Светлая память.

No comments :

Post a Comment