Thursday, 31 August 2017

Итоги лета

Лето получилось стремительным и насыщенным: наконец-то побывала в Германии (немецкая глубинка медитативна и божественна), Швеции (нейтивная белокурость так и нейдет из головы; она прекрасна) и в главном месте силы, куда стремилась последние два с половиной года — в Провиденсе, пуританском, ар-декошном, неоколониальном, квакерском, жарком, отбрасывающем длинные тени со своих семи холмов (на некорономиконовском концерте около заброшенного небоскреба музыканты играли психодел, а на огромном проекторе транслировались почему-то фильмы с Николсоном, и я впервые после Кембриджа почувствовала себя дома), лавкрафтианском, где каждая улица и переулок исхожен ГФЛ, а на набережной блестят под солнцем не соединившиеся серебряные ленты рек Мошассук и Вонаскватукет, но Мискатоник, конечно, он, впадающий в залив Наррагансет и несущий свои воды дальше, в океан, к Рифу Дьявола, где иннсмутовцы ждут новых жителей.
Главные конференции лета — посвященная лондонской нео-готической урбанистике (организованная лондонским литсообществом), где состоялся мой лавкрафтианский дебют (рассказывала о топосах ГФЛ и Блока), и масштабная, до сих пор не закончившаяся в моей голове НекрономиКон, где было много вымечтанного.

Промежуточное: анонс

Этот месяц в блоге получился слишком коротким: после приезда из Провиденса на меня навалилось столько дел, что я физически не успела перенести все свои путевые заметки из фейсбука в блог. Естественно, я продолжу в сентябре: немецкие и шведские  tutti quanti тоже ждут своего часа, и у меня еще остался долг по Ницце и Риму (ну, там больше в виже фотографий, но тоже важно)! В общем, постить-не перепостить.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч. 12 (пеший тур)

На следующий день мы отправились в пешую экскурсию «тропами Лавкрафта», которая продолжалась в общей сложности три часа: проходила она под ослепляющим солнцем, но мы этого, ей-Богу, не заметили — спасибо нашему экскурсоводу, главному лавкрафианскому географу и основателю основного мега-ресурса о ГФЛ The HP Lovecraft Archive Доновану Луксу.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч. 11 (Armitage Symposium: “Women in the Lovecraft Circle”)

Благодаря моей прекрасной новой знакомой и коллеге Фэй Рингель, которой я очень признательна за помощь и дружеское участие (она стала моим Вергилием на конференции) и организатору панели “Women in the Lovecraft Circle” Скоту Коннорсу, я приняла в ней участие. Говорили о женщинах-журналистках в круге ГФЛ, и получилось, кажется, отлично.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч. 10 (тематический магазин Lovecraft Arts&Sciences)

В перерыве между панелями и дискуссиями (геймеры в стимпанкерских костюмах, кстати, до сих пор играют: по-моему, они начали утром, но не уверена; вечером “Eldritch Ball” — главный косплейный ивент NecronomiCon'а, но билетов туда было уже не достать и за три месяца до, когда я с бесшабашной наивностью попыталась их заказать) решила запостить краткий апдейт по посещению главного тематического магазина Провиденса, который совмещает в себе прелесть букинистической книжной лавки (вся литература по Лавкрафтиане, sci fi, weird fiction и фэнтези), шарм торговых развалов по типу лондонского Кемдена (тематические футболки, готическая/стимпанкерская/ лавкрафтианская атрибутика) и художественного уголка (оригинальные постеры к предыдущим конвенциям НекрономиКона, фестам инди-фильмов, эстампы с графикой местных художников, литографии, картины и проч.). Мы с Л. провели там сколько-то (не знаю сколько, но долго) времени, и уйти было совершенно невозможно. Наш улов — редкий (действительно, редкий) экземпляр лавкрафтовской “Pickman's Model”, иллюстрированной художником из Скопье Ником Бинко, и две футболки — иннсмутовская для Л. и некрономиконовская для меня. Если бы не очевидные свидетельства (книжка и одежда даны нам в непосредственных ощущениях), я бы решила, что и это место я себе приснила, но нет. Все было — и есть — наяву. И статуэтка ГФЛ меня там, похоже, ждет.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч. 9 (Armitage Symposium: регистрация)

Наконец-то зарегистрировалась на симпозиум — вчера не успела, а сегодня после первой сессии “Shocking Revelations: Diverse Approach to Lovecraft”, сделала это. Регистрация на мою конференцию, а также на все остальные мероприятия NecronomiCon'а (игры Silver Key, книжную выставку, фест независимого кино и проч.) проходит в соседнем с моем отеле Biltmor — одном из старейших отелей Провиденса и настоящей жемчужине ар деко (вообще, о великолепии американского ар деко надо бы написать отдельно, конечно).


Девушка, которая меня зарегистрировала, сказала смущенно, что «из-за особенностей фамилии шрифт на вашем мега-бейдже пришлось уменьшить, надеюсь, вы не против» (против я не была): вместе со мной регистрировались люди, которых я уже встретила вчера на экскурсии по лавкрафтовским местам, на первой сессии, в кулуарах отеля и просто на улицах города — все лавкрафтоведы, мне кажется, узнают друг друга по отчетливо-гиковскому виду и ктулховым отблескам в глазах (а как ещё).

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.8 (Armitage Symposium: день 1)

Первый день моей конференции: неплохие доклады с презентациями.
“The Death of the Artist: HP Lovecraft and the Nihilism of the Text” Эрика Берардиса:


“The Cosmic Drone of Azatoth: Adaptation, Genre and the Sublime” Натаниэла Уоллеса:

Wednesday, 30 August 2017

Nothings and triviality

*в поезде*
Могучая седоволосая Брунгильда (два метра роста, ультрамариновая челка, пряди убраны в два крошечных свирепых хвоста, baggy jeans на необъятном крупе, майка с Iron Maiden, идеально прорисованный чертополох на сгибе локтя) водружает неподъемный рюкзак на полку, пыхтит, вдруг тихо взвизгивает, поворачивается к своему собеседнику (описание примерно то же плюс небольшая лысина) и рассерженно: «Я, кажется, сломала ноготь! Чорт, больно!» Он бережно берет её руку в ладонь и целует. Она улыбается.
(По мотивам увиденной у кого-то статьи о поздней советской школе: ссылку уже не найду, она, как всегда в ФБ, мгновенно уползла в какие-то дебри)
По поводу «тыжедевочки». В моей школьной жизни было, как минимум, два случая, когда учителя в моих конфликтных ситуациях с мальчишками вызывали в школу родителей, потому что «леночка подралась, а ведь отличница, разве-так-можно». О кейсе в начальной школе я уже когда-то, кажется, писала (сильно толкнула назойливого одноклассника, сидевшего со мной за одной партой, и бабушку вызвали в школу), а сейчас вот вспомнила второе происшествие — уже в средней школе (класс 6-7, видимо, точно не вспомню). На переменах одноклассники повадились проверять, носим ли мы бюстгальтер: пробегали мимо и сильно били по спине (если под платьем чувствовалась застежка — профит, она уже тетка), ну а дальше все по обычному сценарию — гогот и скабрезные шутки. Один такой метнулся и ко мне: как и все ботаники, подростком я была задротливым, но при этом росла высокой и сильной. В общем, я сгребла его в охапку (а был он хлипкий и до омерзения гугнивый) и шваркнула о пол.

Tuesday, 29 August 2017

Пунктиром: The Complete Fiction of H.P. Lovecraft audiobook (уже в Кембридже)

Завтра съезжу на выставку Пинк Флойд в Лондоне и вернусь к своим лавкрафтианско-провиденсовским хроникам. Возвращение к обычному распорядку после Штатов дается с трудом: медленнее, чем хотелось бы, перехожу в обычный режим. 
По недомыслию забыла купить на НекрономиКоне полную аудио-коллекцию произведений ГФЛ, подготовленную H.P. Lovecraft Historical Society (HPLHS) — и ведь ходила кругами вокруг их стенда, дырявая голова. В общем, заказала всю коллекцию по возвращении, скинула ее в iTunes и вот на эту флешку (скоро они отомрут за ненадобностью, но пока еще трепыхаются):



Аудиоколлекция великолепна! Читают Эндрю Леман и Шон Бранни, и звучит это лучше, чем нарезки на ютьюбе, которые я слушала с год назад. Короче, восторг.

Monday, 28 August 2017

Twin peaks: ep.15-16

Мне кажется, Линч создал лучший из всех возможных некрологов Дэвиду Боуи, превратив его Джеффриса в гигантский стимпанкерский чайник: я смотрела эпизод разговора доппельгангера и чайнико-матрицы Джеффриса с волнением, огромным интересом и печалью. Линч дал нам понять, что Джеффрис — и агент ФБР, и Зигги Стардаст-путешественник во времени, и сам Боуи; спасибо ему за это.

Все больше склоняюсь к идее, уже озвученной в фандом-группе, что Лас-Вегас Да(у)ги Купа — это фантомный город, призрак из сна: если следовать этой теории, тогда многое становится на места — и мойры Кэнди/Мэнди/Сэнди, очарованные эстетикой *любого* момента, и карнавальные бандиты Митчумы (рецепция сразу всех нуарных злодеев с проблесками Menschliches, Allzumenschliches), и такие же пародийные полицейские, и коллеги Да(у)ги Купа, которым безразлична его кататония, и его семья (скорее всего, такая же псевдореальная, как и он сам). Есть ли в Лас-Вегасе улица Сикомор? Как знать. По крайней мере, в линчевской версии она точно существует.
UPD. 16 серия прекрасна! Куп вернулся, всякие неприятные персонажи отвалились за ненадобностью (Ричард, семейка киллеров), и я чувствую себя на 25 лет моложе. Моя идея о призрачности семьи Д(у)аги Джонса, кажется, не подтвердилась, но это и неважно: им создадут нового в утешение. Братья Митчумы  и девушки-мойры — настоящее украшение эпизода.
Пока писала заявку на парижскую конференцию (хочу выступить с послереволюционным С. Кржижановским), вспомнила, как главный его исследователь В. Перельмутер написал о «выученной московскости» Кржижановского: как известно, писатель переехал в Москву в 1922 г. и поселился в крошечной комнатке по адресу Арбат, 44, и с этого и началась его москвиана. Кантианец Кржижановский развиртуализировал московскую Ding an sich, упорно и последовательно изучая город, который менялся и расширялся на его глазах; он превратился в московского бытописателя, противоположного Гиляровскому, когда весь пережитый опыт индуцируется вовнутрь, а не вовне. Москва Кржижановского распадается на монады, которые он потом собирает в новый калейдоскоп, и так рождается серия очерков «Штемпель: Москва»: «Здешний человек, homo urbanus, — пишет в них Кржижановский, — существо, ассоциирующее по смежности: самая увязка и стройка города учит людей, в него включенных, строить и связывать речь и мысль так, и только так».
Становится понятно, почему Кржижановский нравился коренному москвичу Белому: словесные эманации в описаниях городов и штейнерианская игра с ними куда как последнему близки.
Я узнала это узнавание Кржижановским Москвы и в своих переживаниях любви к Кембриджу: хотя в ней, этой любви, нет ничего принужденного, однако и в моем сознании она претворяется в очень похожую в своей словесной мозаичности герметичную идею.

Sunday, 27 August 2017

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.7 (пять лет отъезда из Москвы)

В тот день исполнилось ровно пять лет, как я вышла из самолета в Хитроу в новую жизнь. И сейчас я на концерте, слушаю лавкрафтианскую музыку в Провиденсе на НекрономиКоне. Прекрасно и невероятно.

Friday, 25 August 2017

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.5 (место рождения ГФЛ)

Мы с Л. были на экскурсии по лавкрафтианским местам: едем в крошечном автобусе мимо мест, где он жил и гулял, заезжали в обсерваторию, где он наблюдал за звездами со своим учителем. Невероятное чувство.
UPD. Место рождения ГФЛ: сам дом был снесен в 1963.

Thursday, 24 August 2017

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.4

Первая прогулка по городу не оставила никаких сомнений, я влюбляюсь в город окончательно и бесповоротно. Здесь, правда, пешеходам нелегко (на переходах нужно ждать переключение светофоров бог знает сколько времени), но это, в конце концов, Америка, и от автомобильных реалий никуда не деться.


NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.3 (завтрак гигантов)

Собственно, пост должен был бы начаться со слов «а потом они пошли на завтрак» и ими же закончиться, потому что я, как и Л., совсем забыла, каково это — завтракать (обедать/ужинать) в Америке; напоминание получилось куда как ярким.
Л. решил заказать яйца бенедикт, а я — французский(е) тост(ы) с кленовым сиропом: на вопрос официанта, не хочу ли я к ним, например, ещё и банан, я как-то рассеянно кивнула (как потом оказалось, очень зря). 
Ну что, нам все принесли, да: две гигантские тарелки аккурат на Гаргантюа и Пантагрюэля (яйца бенедикт выглядели минимум страусиными, максимум — яйцами этих вот летучих зубастых динозавров, кажется, археоптериксов), и тосты оказались горкой восхитительно прожаренного отличного белого хлеба размером примерно со средний эверест — с грецкими орехами, карамелизованным бананом, двумя шариками сливочного масла (хорошо, что отдельно) и судком кленового сиропа. В общем, отличный завтрак человек на двадцать игроков в регби или американский футбол.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.2

Полпятого утра, а у меня сна, конечно же, ни в одном глазу: на родине-то уже половина десятого, и приличные люди давно работают не покладая рук (и мозга). 
Перелет был легким, хоть и не без некоторых особенностей: при заказе билетов выбрали компанию Kiwi — она аффилирована с Norwegian airlines, лоукостером, летающим в Штаты из Европы с июля 2014 через, собственно, Норвегию и Ирландию. К самим авиалиниям никаких претензий — все было отлично и вовремя, да и сервис был вполне на уровне, — а вот Kiwi нам подсуропила: не дала заказать обед на борту во время второго (основного) перелета и рассадила нас в первом (из Гатвика в Берген), не предоставив возможности доплатить за места рядом, как это делают и Райнэйр, и Изиджет. На сайте мы нужной опции так и не нашли ни для букирования мест рядом (решили, что сможем переиграть на месте, но не получилось), ни для заказа еды, хотя смотрели внимательно, и ошибочно подумали, что, значит, будет как всегда и какой-никакой обед на борту для всех пассажиров включен в стоимость перелёта — это было, конечно, не так. Пришлось покупать бутеры с кофе — ничего страшного, естественно, но всё-таки немного напряжно.

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: ч.1

Прилетели! Мечты сбываются! Понять, что ты в Штатах, несложно: ты “watch the stairs” вместо “mind them”, “lifts”  здесь “elevators”, “aubergines” “eggplants” etc. 
Вид Провиденса из окна гостиницы (мы живем на 16 этаже, хотя на самом деле он 15: из-за суеверия американцы «отменили» все тринадцатое) просто потрясающий: наш ар деко отель тоже поразил меня своей строгой роскошью.


Wednesday, 23 August 2017

NecronomiCon-Провиденс tutti quanti: начало путешествия (Норвегия, Берген)

Выбранные нами для путешествия Norwegian Airlines  летели в Провиденс по занятному маршруту: поскольку это лоукост, то они делают пересадку в Норвегии, где ты получаешь багаж, регистрируешься на следующий рейс (ждешь два часа) и летишь уже в пункт назначения.
Норвегия с высоты птичьего полета выглядит великолепно: чистая, яркая, как будто свежеумытая, с бело-синими фьордами и малахитового цвета лесами.


Аэропорт Бергена оказался светлым, маленьким и отчего-то напомнил мне мои северные перелеты с родителями через Амдарму-Хатангу в Тикси: вроде бы, в оформлении ничего общего, а чувства примерно те же самые. В главном холле перед табло висел прикрепленный к потолку старый самолет, и это придавало аэропорту дух стимпанкерко-дизельпанковский.

Вернулись!

Ох, что это был за чудная поездка! Теперь бы только войти в новый (старый) режим и все по порядку описать. Это было прекрасно! Апдейты из Провиденса я запощу раньше остальных путешествий, потому что они важнее.

Tuesday, 15 August 2017

NecronomiCon: готовность номер один (завтра улетаем)

Ну что, ready, steady, medvedi. Готовность номер один. Главное, как говорится, ввязаться, а дальше Great Old Ones помогут. По крайней мере, я на это очень надеюсь.
А выступать-то я буду в день рождения ГФЛ. Вот ведь как совпало.
И хорошего на путешествия в Новую Англию по лавкрафтовским местам, конечно.

Monday, 14 August 2017

NecronomiCon: все ближе

Ну что, текст резать не пришлось! Подсократила цитаты, убрала их в презентацию: сделала 27 слайдов (Блок с ГФЛ 50/50) плюс всякая цветомузыка — пришлось, в общем, повозиться, но получилось, имхо, симпатично. Теперь главное — не облажаться на самом докладе, не мямлить и не путать слова (вот этого только не хватало еще).
Ну и с приглашением на сессию «Женщины лавкрафтовского круга» интересная картина вырисовывается: поскольку именно в этой теме я пока что плаваю, написала модератору панели и остальным участникам, что готова предложить к обсуждению «Мемуары» Сони vs сравнение эпистолярных практик ГФЛ и Блока (учитывая мой текстологический опыт с последним). Ну, вторая тема ожидаемо не подошла (все-таки о Блоке они не знают), а первую решили взять на вооружение. Устроители прислали мне видео с предыдущих панелей Некрономикона за 2013 и 2015 гг. и вообще были очень дружелюбны, за что я им очень признательна, потому что волнуюсь ужасно. Давно у меня перед конфой так поджилки не тряслись, даже о трансатлантическом перелете послезавтра (с пересадкой в Норвегии) почти не думаю!
Постить немецко-щведские tutti quanti времени, к сожалению, нет, но оно и понятно.
В общем, готовность номер один.

Sunday, 13 August 2017

Подготовка к симпозиуму: брифли

Итак, вернулись домой. Дом был, конечно, захламлен, но как-то и не слишком: понятно, что сегодня почти весь день уйдет на «стирку-убирку», как говорила моя бабушка, и кот в таких делах лучший помощник — ходит повсюду за нами, соскучившись настолько, что даже пылесос ему не помеха.
Закончилась Ларрина основная летне-путешественно-академическая часть, теперь начинается моя: как и писала раньше, за оставшиеся до отъезда дни нужно все же подсократить текст моего выступления на конференции (обычное дело: кромсать жалко, но куда деваться) и сделать презентацию (ну, это приятная часть, картинки и цветомузыка, а если еще и со щупальцами и жабрами, так и вообще лепота, считаю). 
Сегодня утром открыла почту и получила приглашение принять участие еще в одной сессии симпозиума, “Women in the Lovecraft Circle”, что непременно и сделаю с превеликим удовольствием. Вообще, чем больше погружаюсь в тему ГФЛ, тем интереснее и труднее, но вот этого вечного страха «столько времени упущено, и как тут можно чего-то добиться, академические часики тикают» у меня нет и в помине. Наоборот, чем сложнее, тем сильнее хочется нырнуть в историю вопроса с головой. Что я, впрочем, и так уже сделала, так что, отступать некуда и — «поздно, папа, поздно, я уже купил тебе галстук».

Вернулись

Дома! Это были прекраснейшие и разнообразные две недели: подумать только, через четыре дня Провиденс! нужно успеть запостить немецкие и шведские впечатления до отъезда, хотя еще есть работа и по теме симпозиума: надо немного сократить текст выступления и сделать презентацию (ну, это приятная часть, как правило, а вот резать тест по живому обычно неохота, но что поделать). Вперед!