Saturday 8 April 2017

“Jewels” (Royal Opera House)

Все-таки забавно, что предпосылкой к созданию одного из самых изысканных балетов ХХ века стало посещение Баланчиным ювелирного магазина Van Cleef на Пятой авеню (кажется, там): история (или городская легенда, хотя, в сущности, какое это для зрителей имеет значение) гласит, что блеск и переливы тамошних драгоценностей сподвигли маэстро к созданию балета с одноименным названием, ну а в апрельском номере “Time” 1967 года появилась кажущаяся теперь по меньшей мере неловкой — и невинной в этой неловкости — фраза «Пока большинства посетителей магазина Van Cleef& Arpels опустошают свои банковские счета, балетмейстер Баланчин [в пику разоренью?] творит драгоценный балет». 
Апокрифический сюжет о создании балета дополняется баланчинским отрицанием — нет, «Драгоценности» никакого отношения к ювелирным работам не имеют, вдохновился и назвал абстрактную штуку так, как душа пожелала, — и все-таки понятно, что балетный триптих — оммаж ослепительному блеску украшений, и вполне прямой, даже не метафорический.
Первая часть — «Изумруды» — самая легкая и фантазийная: солистам Royal Opera она сегодня, в общем, удалась менее всего. Станцевать легкость и воздух, которых так много в очень французской романтической музыке Форе, у них получилось не слишком, и это очень жаль: пируэты выглядели тяжеловатыми, и видно было, что даются они танцовщикам с трудом.
Авангардные «Рубины» под музыку Стравинского — эту часть принято связывать с Америкой и Бродвеем, хотя в ее танцевальном рисунке много и от супрематистов, и от Баухауза — выглядели лучше: я заметила, что синкопированный и тактовый танец и вообще удается западным балетным труппам лучше и непосредственнее, чем отечественным (тут я могу ошибаться, конечно, однако сложилось такое впечатление). Так было и на этот раз: публика встретила «Рубины» долгой овацией.
Но настоящим волшебством стала третья часть, «Бриллианты», где музыка Чайковского стала идеальным обрамлением для классического и совершенного номера. Солисты выглядели царственно, и техника их, все прыжки и фуэте, были филигранны: зал в конце ревел от восторга и вызывал их на бис снова и снова. 
Королевский балет держит марку, но все-таки я мечтаю посмотреть «Драгоценности» в Мариинке: там они должны быть просто сказочными.

No comments :

Post a Comment