Tuesday 12 January 2021

«Большой подземный бал» (1987)

Неожиданно наткнулась на эту союзмультфильмовскую жемчужину: поразительно, как я в свое время ее пропустила? Обычно все самые странные и фантасмагорические мультики моего детства и юности запоминались на раз-два, и самой нетривиальной задачей было потом найти их следы в интернете. Здесь же все вышло наоборот: вначале я увидела название (и даже не поленилась перечитать андерсеновскую сказку, которая легла в основу сюжета — такое со мной теперь случается редко), а потом не могла оторваться все двадцать минут от собственно просмотра.
Поразительная в своей цельности вещь: и музыка Шандора Каллоша, который был одним их немногих «разрешенных» голосов инструментального полу-андеграунда в Союзе 80-х, и, собственно, сам андеграунд, совершенно очевидно воспроизведенный в фигурках забавно-макабрических декадентских кукол (помните старую книжку, “Dreamers of Decadence” (Esthètes et Magiciens) Филиппа Джуллиана с «Мистериозой» Жана Дельвиля на обложке?) и образ Рассказчика — самого Андерсена, которому все происходящее то ли грезится, то ли наколдовывается сомнамбулами, гуляющими по крышам.
...Примерно в это же время выходят культовые «Асса» и «Господин Оформитель», а еще документалка Подниекса «Легко ли быть молодым», где все те же подземные феи и тролли являются зрителю в облике героев-неформалов, позднесоветских панков и металлистов, девочек и мальчиков переломного поколения. Если мне не изменяет память, чуть позже, совсем в конце 80-х-начале 90-х в этом же ключе «Кристмас Филмз» (в котором, конечно, работали многие сотрудники и Союзмультфильма, переживавшего по вполне понятным причинам трудные времена) вместе с британцами снял экспериментальную серию шекспировских экранизаций: больше всех мне тогда запомнилась «Буря». Но «Большой подземный бал» просто изумительно-хорош: теперь он точно не забудется. По крайней мере, мной.

No comments :

Post a Comment