Monday 7 November 2016

“I, Daniel Blake” (2016)

“I, Daniel Blake” — очень предсказуемое кино с простой фабулой и характерами, которое при всем этом впечатляет настолько сильно, что всю дорогу домой потом идешь и прокручиваешь в голове его сюжет на рапиде. Режиссер Кен Лоуч известен не только в Британии, но и во всем мире как автор фильмов о маленьких людях, живущих незаметно и по-настоящему трудно, и хотя он далеко не единственный создатель реалистических хроник жизни бедняков и тех, кому не повезло и кто оказался выкинут на обочину — он же, Лоуч, один из немногих, кто является их последовательным защитником и летописцем.
Реальность лоучевских фильмов достоверна и документальна: один из первых его фильмов — великое кино “Cathy Come Home”, английская версия античной трагедии и пьесы «На дне» — сразу же поставил режиссера в один ряд с его любимыми неореалистами и, в особенности, с Витторио де Сика, чей фильм «Похитители велосипедов» Лоуч считает непревзойденным шедевром мирового киноискусства.
Мир главного героя Даниэла Блейка рушится после того, как у него умирает жена, и сам он, 59-летний рабочий из Ньюкасла, попадает на больничную койку с обширным инфарктом.
Едва оправившись от болезни, Блейк узнает, что из-за бюрократической ошибки он лишается денежного пособия, положенного ему по болезни (т.н. state benefits). Здесь и начинаются его мытарства: хождения по бесконечным инстанциям с просьбой подтвердить инвалидность, чтобы добиться необходимой выплаты и поскорее вернуться к работе, оборачиваются кафкианским мороком; вежливые работники Системы отвергают все попытки Блейка восстановить справедливость, всеми правдами и неправдами вынуждая его отказаться от законного пособия, требуя немедленно найти работу, грозя в случае невыполнения кабальных условий навязанного трудового соглашения новыми и новыми санкциями. Таким образом эпоха осборновской austerity демонстрирует свой безупречный оскал, легитимизирующий исключение слабых звеньев из государственной цепи. В один из дней, проведенных на бирже труда, Блейк знакомится с молодой женщиной Кэти — матерью-одиночкой с двумя детьми, потерявшей работу в Лондоне, которую benefit system переселила на север, в неотапливаемую развалюху на окраине города. Кэти так же отчаянно, как и Блейк, борется за жизнь — ищет работу, ремонтирует дом, готовит к школе детей, голодает и срывается в пункте получения продуктов (food benefits) — вскрывает банку фасоли и жадно ест, и плачет от стыда. Это, пожалуй, одна их самых страшных сцен фильма, вызывающая в памяти «Бедных людей» Достоевского — «Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьёшь его…». Герои Лоуча вызывают огромную симпатию и сочувствие, потому что от бедности и болезни не застрахован никто, а сил бороться и выстоять хватает не у всех, но они пытаются, они делают. Они живут. Они есть — обездоленные, чей мир совсем рядом.

No comments :

Post a Comment