Friday 18 November 2016

О крионической этике, или «я заморожусь, а вы нет»

Хедлайнером сегодняшних британских новостей стало сообщение о том, что английская девочка-подросток, умершая от рака, постфактум выиграла слушания в суде о своем праве на крионику (замораживание тела после смерти с целью его оживления в будущем). Очень жаль так рано ушедшего четырнадцатилетнего подростка, и не хочется спекулировать на предмет ее последней воли; статус, собственно, не об этом.
В процессе обсуждения этого в общем этически-трудного случая журналисты ВВС взяли интервью у пожилой и здоровой британки, которая готова потратить на свое посмертное замораживание и теоретическое оживление 28 тысяч фунтов (крионических центров по всему миру не так уж и много). Оно бы и ничего — мало ли странных желаний у людей, и если они стремятся воплотить их в жизнь всеми доступными и легальными способами, то и ладно, — меня привлекло к экрану другое: нечасто видишь примеры такого животного эгоизма, и он меня, признаться, почти заворожил. Женщина в возрасте ближе к семидесяти увлеченно рассуждала о том, как прекрасна крионика, готовящая счастливчиков к волнующему новому миру. На деликатный вопрос ведущей: «А как к этому относятся ваши близкие?», она спокойно ответила: «С пониманием. Правда, младший сын называет меня чокнутой (bonkers)». Ведущая, секундно смешавшись, задала еще один вопрос, который даже не звучал слишком уж провокационно: «А вам не жаль будет проснуться в новом мире, среди чужих людей, в абсолютно неизвестной и, быть может, неблагоприятной среде, отчетливо сознавая, что вы совершенно одиноки и все ваши близкие давно умерли?» В ответ гостья вежливо и мило улыбнулась и сказала: «Ну что вы, конечно же, нет. Я готова к тому, что буду одна, и мне никто особенно не нужен. К тому времени, возможно, будет изобретен способ омоложения и избавления от всех хронических болезней, включая и тех, от которых я умру — так приятно снова стать двадцатипятилетней!..» 
Я, конечно, абсолютно ничего не знаю о жизненных обстоятельствах этой женщины, о ее семье и детях, но, положа руку на сердце, я бы не хотела оказаться на месте ее близких. Когда перед твоими глазами кто-то с удовольствием проживает свою жизнь как черновик, полностью это осознает, и весь круг его желаний — стать молодым через сто-двести или тысячу лет (чтобы что?) — ты понимаешь, что у безысходности может быть улыбчивое лицо.

No comments :

Post a Comment